Стилистическая разнородность, стремление обновить художественный язык и проблематику работ характеризуют сегодня не только молодых художников, но и мастеров старшего поколения. Творческая активность последних во многом зависит оттого, насколько органично их опыт вписывается в современный изобразительный материал. Кто-то испытывает творческий кризис, вызванный крушением ценностных установок, питавших искусство социалистического реализма, а наиболее сильные не только активно участвуют в художественной жизни республики, но и оказывают заметное влияние на формирование живописи нового времени. В числе этих мастеров – А. Ф. Лутфуллин, М. А. Назаров. Произведения обоих лишь на первый взгляд характеризуют их как художников полярных позиций. Сущностная основа их работ – драматизм, вызванный общностью тревог за судьбу своего народа, печалью о деревенском мужике, о земле. Как ни странно, в благополучные 70-е годы не только авангардизм Назарова, но и реалистические работы Лутфуллина подчас «не приходились ко двору» – недаром именно в те годы была отвергнута выставкомами его трагическая «Старуха у окна», горькой правдой своей ломавшая оптимистические концепции российских выставок. Уже в работах 1989 г. художественный язык Лутфуллина трансформируется: в трактовке цвета, пластике форм все сильнее ощущается близость примитивистским тенденциям. Однако опыт реалистической школы помогает мастеру сохранить за формальными поисками глубину содержания («Белая юрта», 1989). Композиционная и колористическая сдержанность и программный драматизм работ Лутфуллина, но уже выраженный иными приемами (фактурная живопись, крупные, эпического звучания объемы), нашли свое продолжение в творчестве молодого художника А. Мазитова. Лутфуллинский аскетизм в выборе выразительных средств наследует и Д. Сулейманов. Вокруг Лутфуллина консолидировались художники разных поколений, образовав творческое объединение живописцев, графиков и скульпторов «Артыш» («Можжевельник»). Стилевая разнородность объединения – свидетельство настойчивого поиска художниками различных путей в осуществлении идеи возрождения национального духа и традиций башкирского народа.
Творчество М. Назарова определило направление художественных исканий многих живописцев республики. Назаров первым, задолго до кардинальных перемен в башкирском искусстве, обратился к опыту русского авангарда 10-х годов: он концентрирует внимание на воспоминаниях о деревне – знакомых ему крестьянских образах и сюжетах. Подобно Н. Гончаровой и раннему К. Малевичу наделяет картины интонациями примитива с помощью жесткой угловато-рубленой трактовки формы. В более поздних его работах обнаруживается легкий след воздействия композиций П. Филонова (но не его аналитической теории!) и житийных икон Древней Руси.
Вслед за Назаровым опосредованное влияние первого русского авангарда испытали художники, тяготеющие к примитивистским тенденциям и на основе этого объединившиеся в конце 80-х годов в группу «Сары бия» («Желтая кобыла»). Различия в этнической принадлежности, живописном темпераменте, художественной индивидуальности помогли им избежать однородности в формообразовании и пластических приёмах, в сюжетах и эмоциональном содержании. Крестьянская тема в творчестве С. Лебедева раскрывается с позиций городского художника: он идеализирует деревенский быт и образы, рассказывая о широте русской души, искрометности фольклора, неуемном хмельном веселии. Раскованная щедрость цветовой гаммы помогает создать ощущение отчаянного праздника. В работах М. Кузнецова напряженный колорит в сочетании с суровой печалью образов рождает драматические интонации, вызванные горечью воспоминаний о деревенском детстве. Композиции Назарова, Лебедева, Кузнецова часто «полисюжетны» и построены на тесном переплетении реалий и выдумки: несколько маленьких эпизодов, как бы воссоздающих сложное полотно человеческого бытия, простая мудрость которого заключается в извечной связи человека с землей-кормилицей. Работы Д. Ишемгулова соединяют в себе традиционную повествовательность реалистических сюжетов с дерзостью изобразительных приемов примитивистского направления. Его картины, как и сюжетные работы Р. Загидуллина, X. Фазылова, – незатейливые рассказы о башкирской деревне, о красоте и гордости её жителей, о заново открываемых духовных ценностях башкирского народа.
Родник, питающий творчество многих живописцев республики, принадлежащих разным поколениям, – фольклор На рубеже 50 60 гг начинался творческий путь художников А Ситдиковой и А Бурзянцева Палитра их полотен — яркая, праздничная в какой-то мере рождена общим оптимистическим пафосом искусства тех лет Но в большей степени источник жизнеутверждающего характера их произведений – народное искусство Русский фольклор, старинная архитектура, русская поэтическая лирика вдохновляют мощный талант А Бурзянцева, живописные «сказы» которого построены на декоративности больших цветовых плоскостей.
Башкирские натюрморты и интерьеры А Ситдиковой завораживают экспрессией цвета, удивительной композицией, где каждый предмет обретает самоценность Простота художественных приемов, подкупающая искренность несомненные достоинства ее работ Творчество Бурзянцева и Ситдиковой органично вписывается в общий контекст современной живописи республики и служит свидетельством многонациональности ее структуры.
Живопись последних четырех десятилетий трудно представить и без имени Б Домашникова Свойственная искусству 60-х приподнятость над повседневностью сформировала эмоциональное содержание творчества художника Оптимистически воспринятые мифологемы социализма реализовались в его искусстве в звонкой палитре красок, в монументальном решении композиционных построений, в теме Родины – для сверстников Домашникова одной из главных Они многое вынесли вместе с Родиной, самозабвенно веря в ее будущее Домашников и сегодня пишет о Родине Однако в его работах 90-х годов иное мироощущение, вызванное переживанием об утраченных идеалах, искренне воспринятых художниками его поколения Тема Родины обретает теперь в его произведениях драматический колорит.
Изобразительное искусство Башкортостана явление динамичное и многослойное, изобилующее как воздействиями нового времени, так и влияниями обретенного в прошлом опыта Оно трудно поддается классификации, поскольку часто элементы разных стилей сплетаются в творчестве одного автора Это касается и искусства молодых, и, в особенности, тех, кто начинал свой путь на рубеже 70-80 годов, когда традиции реалистической школы еще сохранялись, а идеологическое давление значительно ослабло, что подготовило почву для обновления сначала проблем этики, а вслед за тем и художественного языка Сегодня в творчестве этих авторов в разной степени и в разных соотношениях проявляются попытки примирения накопленного реалистического опыта с экспериментами в использовании новых изобразительных приемов Лишь немногие из них пошли по пути кардинальных обновлений собственной манеры и метода окунувшись в безудержный поток перемен Большинство авторов сохранило индивидуальные характеристики, которые позволяют, несмотря на значительное обновление стиля, все же узнать почерк мастера.
Приверженностью теме и художественным принципам отмечено творчество У Мухаметшина Его жанровые работы, посвященные быту башкирской деревни, сохраняют черты, свойственные стилистике его более ранних картин реалистическую трактовку образов достаточно условно разработанное пространство, декоративность цвета, жесткие объемы, графичность живописной структуры И даже в работах чисто декоративного характера он узнаваем по тем индивидуальным приемам, которые подчеркивают графичность живописи – резким «проведениям» тонких длинных мазков, контрастам цветовых пятен.
Своеобразие почерка И Фартукова обнаруживается в живописных характеристиках его произведений Их цветовая гамма отличается интенсивностью контрастов зеленого, желтого, черного, красного Пережив в поисках новой формы влияния русского авангарда, он часто возвращается к более спокойным пластическим решениям, оставляя роль «силового поля» за колоритом.
Своеобразием трактовки темы «ретро» отмечено творчество Н. Пеганова В простоте композиций и легкости форм, тонкой нюансировке живописи заложено ностальгическое отношение автора к прошлому страны.
Из группы художников, опирающихся на реалистические традиции, Р. Хабиров едва ли не единственный в республике хранит строгие принципы классической художественной школы Его изобразительчый язык подчеркнуто академичен отчего работы при обретают характер некоторой декларативности, утверждающей безусловные достоинства профессионального ремесла Творческие принципы художника вступают в полемику с экспериментаторским характером современной живописи ищущей новые формы, адекватные современности, но не отвергающей достоинств профессионализма.
Творчество С Игнатенко, Б Самосюк С Краснова, А. Буганина основано на знании и серьезной переработке наследия мировой художественной культуры В их работах выявляются глубинные связи общечеловеческого опыта и памяти с личным креативным мышлением и практикой современною художника Извечный спор добра со злом порока с добродетелью социальная экология, трагедия одинокого человека, отвергнутого толпой, и многое, мимо чего не может пройти серьезный художник, стало темами их картин Конечно, у каждого из них – свои изобразительные принципы, благодаря которым интерпретация той или иной темы индивидуальна Идеалы красоты в творчестве С Игнатенко утверждаются через эстетику безобразного и конфликт отталкивающего образа с намеренной эстетизацией цвета и пластики Воздействие «постмодернизма» не обернулось формальными поисками Его «Гефсиманская ночь» (1994), «Поцелуй Иуды» (1994) поднимают философско-этические проблемы И в творчестве Б. Самосюка библейские темы – не просто сюжеты для жанровых картин Тема страданий Христа в его живописи, где предмет деформируется цветом, а пространство и вовсе абстрактно, – не теряет эмоционального и психологического напряжения экспрессия цвета и «изломы» пластики подчеркивают трагическое содержание картины.
В яркой, карнавальной живописи А Буганина мрачная печаль соседствует с весельем праздника «Госпожа Д», «Праздник совиных перьев» – романтические фантазии, расцвеченные мощным цветовым всплеском и скрывающие драму одиночестве в толпе.
Своеобразие языка С. Краснова обусловлено логикой аналитического мышления художника, выстроенность композиций, графическая четкость рисунка, сложная образная структура работ, построенная на выверенном соотношении фантастического и реального Тематика его произведений – сосуществование цивилизаций, сущность человеческого бытия, проблемы прогресса скрывается за изобразительными метафорами.
При всей разнохарактерности художественного языка, творчеству этих художников присущи широкие обобщения, философское содержание, метафоричность языка и глубокая психологическая наполненность образов.
В полемике с реалистическими тенденциями 80-х годов родилось содружество художников Н. Латфуллина, В. Ханнанова, Р. Харисова, Р. Ахметвалиева, Р. Гарифуллина, Н. Байбурина «Чингисхан» – группа, в пределах которой скоцентрировались несколько поисковых направлений башкирских живописцев Художественные принципы их, столь непохожие между собой, сформировались на базе различных культурных традиций Востока и Запада.
В творчестве В. Ханнанова символ супрематизма – черный квадрат в различных комбинациях с элементами символики ислама (серия картин «Рождение мифа», 1991) открыто декларирует идею взаимодействия двух культур Оттолкнувшись от этой про граммы в более поздних работах цикла «Откровение» (1995) в ткань пуантилистской живописной структуры пейзажного мотива он вплетает тексты Корана, оставив позади увлечение концептуальными направлениями авангарда и обращаясь к реалистическим формам Этот пример показателен с той точки зрения, что характеризует в целом динамику башкирской живописи, за чрезвычайно короткий промежуток времени переболевшей влияниями беспредметной живописи и возвращающейся к стилизованной, но реальной форме.
Другая линия новаторских поисков представлена в группе «Чингисхан» творчеством Р Харисова Истоки его искусства можно обнаружить в татарской вышивке, лубке, городской вывеске начала XX века Оттуда заимствует художник декоративные принципы, положенные в основу его изобразительной системы открытый цвет, контурный абрис простых форм ритмо-цветовая организация композиций.
Вне пределов группы эта линия представлена творчеством Ф.Ергалиева Ею картины также построены на использовании художественных приемов фольклора, но истоки их знаковой системы корнями уходят в древнюю культуру предков И содержание картин лежит в иной плоскости, нежели лирика Р.Харисова В «фольклорном» решении композиций оригинальное толкование древнего содержания народного творчества – идеи единства природы и человека.
Р Ахметвалиев в своей живописи обращается и к опыту кубизма, и к живописи фовизма, однако значительно перерабатывает их смягчает формы первого и открытую экспрессию второго сложными нюансировками цвета Изысканность колорита и деликатная стилизация форм определяют хрупкость и утонченность образов прекрасных незнакомок и зыбкость силуэтов забытых тюркских всадников, помещенных в условное пространство живописи перетекающих из цвета в цвет волн Образная система романтических картин Р Ахметвалиева близка камерным сюжетам Р.Кадырова, в которых утонченная грация пластичных фигур ассоциируется с художественными образами восточной поэзии, а цветовые решения подобны легкой акварели Очарование его картин -в светлой, наивно-идиллической трактовке национальной темы
Рассмотренный материал позволяет убедиться в общем экспериментальном характере башкирской живописи, развивающейся в пределах трех направлений реалистического, представленного работами художников разных поколений, реминисценций русского авангарда в творчестве целой группы авторов, ориентации на опыт западноевропейской живописи Но и в рамках этих направлений существует несколько поисковых линий, поскольку речь идет не о явном воздействии или влиянии избранных ориентиров, а лишь об импульсах, ставших отправной точкой поисков.
https://terraokna.ru/stati/plastikovye_okna_preobrazhenskoe/