Как явление целостное башкирский эстамп обрел ! своеобразие лишь к началу 80-х годах с появлением авторов, значительно обогативших его проблематику и художественный язык. Ведущую роль в формировании графики республики сыграли Э. Сайтов и К. Губайдуллин. Первый привнёс в эстамп национальное начало, избрав темой своих работ башкирский быт, природу и образы. Второй углубил проблематику поисками этических ценностей и помог обрести башкирскому офорту монументальный характер, значительно преобразовав его изобразительные принципы.
Художественный метод Э. Саитова основан на лучших реалистических традициях русского эстампа. Он – тонкий лирик и это проявляется не столько в выборе сюжетов, сколько в трепетном отношении к линии, в серебристой штриховке, создающей в белизне листа ощущение воздуха, в трактовке пространства где постоянно звучит тема безбрежной дали. В том же эмоциональном ключе развивается творчество Ф. Шагабутдинова, графические листы которого построены на аналогичных художественных приемах. Однако язык его листов метафоричен, формы обретают обобщенную трактовку, в мотивах отсутствует сюжетная повествовательность.
Монументальные офорты К. Губайдуллина содержат глубокий драматизм, доходящий иногда до трагических интонаций. Он избегает приемов «открытого» повествования, оставляя за зрителем право поразмышлять над темой. Эмоциональное содержание листов определяется техникой, уникальность которой в практике офорта безусловна: он применяет многослойное травление, в результате чего трансформируется само понятие о плоскости офортного листа – исчезает его белизна, глубоким тоном или оттенками формируется пространство. Все изобразительные приемы в его работах подчинены одной цели – достижению эпического, философского звучания листов («Башкирская готика», серия офортов, 1996).
Влияние художественных принципов К. Губайдуллина испытали А. Терегулов и Р Миннебаев, по-разному используя опыт мастера. Р. Миннебаев наследует драматический ключ губайдуллинских офортов, также строя композицию на доминанте черного тона, либо на контрасте больших плоскостей черного и белого При этом язык его работ индивидуален: в нем значительное место занимают знаки-символы, корнями уходящие в древнюю культуру тюрков. Тема его офортов – связь современности с историей и культурой края: старые курганы башкирской сгепи скрывают немало сокровищ, достойных интереса современников, а культура башкир должна хранить память о корнях.
А. Терегулова больше интересуют губайдуллинские технические приемы. Он усложняет технику офорта, «разбавляя» черно-белые тона всплесками цвета, смешивая офорт и акватинту с ручной подкраской, но сохраняет тоновую разработку пространства. Образное содержание его работ носит характер гротеска во многом благодаря стилизации форм, имеющих упрощенно-наивные очертания.
Творчество О. Самосюк развивается в общем русле новых тенденций российской графики Она стремится приблизить графический лист к станковой картине, значительно увеличивая формат работ, обогащая эстамп экспериментальными приемами авторской техники, находя эквивалентные живописным колористические решения. Глубокие знания мирового художественного наследия и умение найти точное пластическое воплощение дают ей широкую свободу в трактовке избранных тем. («Прогулки по Египту», «Город мертвых»).
Круг сюжетов в творчестве Р. Маглиева очерчен национальной тематикой. Маглиев – лирик, а потому закономерным кажется его стремление освободиться от свойственной для техники литографии тяжелой плотности. Его литографские листы все более приближаются к легкости рисунка.
Значительные преобразования испытывают оригинальные графические техники. Легкость и прозрачность цвета всегда определяли привычный для классической акварели круг сюжетов, в основном замыкающийся на пейзаже и натюрмортах 80-е годы отмечены принципиальными изменениями, в республиканских выставках этого времени акварельный портрет и сюжетные работы почти вытеснили жанр натюрморта и даже пейзаж обрёл проблематическую значимость (В Лесин «Вестник весны», «Сухой лес»). В работах 3. Гаянова, В. Лесина и И Фартукова изменилась и сама техника акварели: лист обретает живописную трактовку пространства, а плотность цвета придает объемам монументальные звучания. Привычные к прозрачной легкости акварели одни специалисты упрекали авторов в непонимании белого листа, другие оценили серьёзность поисков. Так или иначе, но именно в те годы благодаря Гаянову, Лесину, Фартукову, Халитову, Суздальцеву акварель республики заметно выделялась на Всесоюзных и Всероссийских выставках. Поиски новизны обернулись для башкирской акварели в начале 90-х годов обратной стороной. Постепенно стала исчезать «тема», а вслед за ней и живописная плотность цвета. Сегодня в работах Лесина цвет стал прозрачнее и декоративнее, а пространство белого листа – условным. Акварель обрела привычную легкость, но одновременно исчезло её своеобразие.
3. Гаянов обратился к технике пастели, оставив за уникальной графикой право на тематическую сюжетность. Восточные образы и исламские темы его работ приобрели обостренную выразительность. Жесткая линеарность пространственных решений, контурная трактовка предметов сформировали особенности его изобразительного языка.