В развитии башкирской музыкальной культуры видную роль сыграла многосторонняя деятельность известного композитора Валеева Маса-лима Мушараповича. С годами яснее и значительнее представляется его самобытный музыкальный талант, а его лучшие песни и романсы сохраняют первозданную свежесть и обаяние.
Во многих областях башкирской профессиональной музыки Масалим Валеев был первооткрывателем, с его именем связано становление башкирской песни и романса, музыки в национальном драматическом театре, а также создание башкирской оперы.
Свое музыкальное дарование он унаследовал от отца талантливого музыканта-самоучки. Отец Масалима Валеева был незаурядной личностью, обладал самобытным, сильным характером и оказал огромное влияние на музыкальное формирование будущего башкирского композитора. В доме постоянно звучала музыка -татарские, башкирские песни, мелодии модных песен, романсов. Частенько отец брал его с собою на различные празднества и вечера, где играл в небольшом инструментальном ансамбле.
Отец рано стал давать ему в руки скрипку, учить нотам, мечтал дать сыну настоящее музыкальное образование. Восьми лет Масалим стал учиться у известного в Оренбурге скрипача и дирижера В. А. Владимирова. С четырнадцати лет он становится помощником отца, вместе с ним играет в кино, ресторанах. В 1906 году Масалим поступает в оркестр Оренбургского драматического театра скрипачом.
Работая много и напряженно, М. Валеев продолжает учиться. В 1926 году он как вольнослушатель посещает теоретические занятия Оренбургского музыкального техникума. К этому времени относятся н начало творческой деятельности Масалима Валеева. Для учащихся, с которыми он занимался хоровым пением, Масалим Валеев написал песни «Ак кайын» («Белая береза») и «Матур ялан» («Красивая долина»).
Эти первые песни положили начало известности Валеева как композитора не только в Оренбурге, но также в Казани и Уфе. И в дальнейшем большинство своих сочинений композитор создавал исходя из требований музыкальной практики, в общении с участниками художественной самодеятельности, учащимися музыкальных школ и училищ, актерами драматических и оперных театров. Кроме того, и это, пожалуй, главное: в первых его песнях уже сформировались светлые лирические интонации, ставшие впоследствии основой творческого почерка композитора.
В 1928 году Масалим Валеев работает дирижером музыкального отдела Оренбургского радио. Он составляет концерты, программы радиопередач, дирижирует оркестром, выступает перед микрофоном как скрипач.
В 1929 году он вместе со своею семьей переезжает в Казань и поступает в качестве скрипача в оркестр Татарского академического театра драмы.
Масалим Валеев не долго жил в Казани. В 1932 году, летом, он увидел спектакли Башкирского драматического театра, щедро напоенные башкирской народной песенностью. Красота народных мелодий покорила его. Он переезжает в Уфу. Его назначают заведующим музыкальной частью Башкирского тетра драмы. На этом посту композитор был до последних дней своей жизни. Уфа стала для композитора родным городом, родным настолько, что он сам не раз в задушевные минуты говорил: «Удивительное дело! Вырос я в Оренбурге, там прошла моя юность, близка мне и Казань, но нет родней Уфы. У меня такое чувство, что все это мое, родное, как будто я сам все строил, налаживал, растил, будто все музыканты, артисты – это одна моя большая семья».
Масалим Мушарагювич сразу проявил себя энергичным музыкальным руководителем в Башкирском Академическом театре драмы. Он пишет музыку к спектаклям «Башкирская свадьба» М. Бурангулова, «Хакмар» С. Мифтахова, «Карлугас» Баязита Бикбая, «Черноликие» М. Гафури, разучивает с артистами музыкальные номера, организует инструментальный ансамбль.
Одной из творческих удач этого периода явилась музыка к драме «Черноликие» М. Гафури. Трагическая повесть о девушке, замученной национальными суевериями и предрассудками, глубоко взволновала композитора и вызвала целый ряд выразительных, драматических эпизодов в том числе и песни Галимы (героини драмы). Песня Галимы быстро приобрела широкую известность и прочно вошла в концертный репертуар певцов-профессионалов и любителей. Композитор ввел также в массовые сцены много песен, плясок, положив в их основу народные башкирские и татарские мелодии.
Постоянные поиски композитора получают отражение в музыке к спектаклю «Салават Юлаев» Б. Бикбая. Необыкновенно удачно выбрана чудесная, задумчивая мелодия протяжной лирической песни «Агым хыу» для передачи внутреннего состояния нежной подруги Салавата – Амины. Очень динамично звучит музыка, сопровождающая картину боя у реки Ай. В основу ее положена энергичная мелодия башкирской народной песни о Салавате, которую композитор очень органично соединил с фанфарной темой военного сигнала.
Мечта создать оперу на сюжет драмы «Хакмар» Сагита Мифтахова возникла у него еще лет пять назад. Он поделился своим замыслом с прославленным башкирским певцом и композитором Газизом Альмухаметовым, соавтором опер «Сания» и «Эшче». Тот горячо поддержал его стремление, так как считал музыку Валеева к драме «Хакмар» очень удачной и был уверен, что на ее основе можно создать оперу.
Третьего февраля 1940 года состоялась премьера оперы «Хакмар». Она была очень тепло принята зрителями, увидевшими в ней первую ласточку башкирского национального оперного искусства. Примечательно, что эта первая башкирская национальная опера была написана на очень актуальный тогда сюжет о становлении колхозного строя в башкирской деревне. Драма Сагита Мифтахова дала замечательный материал и либреттисту и композитору, так как в ней обрисованы яркие, живые люди. Сильной стороной оперы был яркий, народный по своей основе мелодизм. Особенно красива и выразительна музыкальная характеристика обаятельной башкирской девушки Айхылу. Полна лиризма, широты лирическая ария Юлая, запоминалась очень искренняя и правдивая ария отца Айхылу-Серлебая. Точно написан музыкальный портрет подкулачника, сплетника Шахри. Но были в опере и промахи. Недостаточно развитой была партия симфонического оркестра, не было настоящего симфонического развития основного тематического материала, музыка имела во многих местах иллюстративный характер.
В послевоенные годы композитора пишет хоровые и оркестровые произведения, создает монументальный торжественный хор в сопровождении симфонического оркестра, посвященный двадцатипятилетию Башкирии, симфоническую сюиту, увертюру и красивую, поэтичную «Легенду» для симфонического оркестра. Появление этих произведений было большим событием, так как это были первые опыты создания симфонической музыки на национальной башкирской основе.
Наиболее полно творческая индивидуальность Масалима Валеева проявилась в вокальной музыке, созданной им в пятидесятые годы. В этот период были написаны такие замечательные образцы его лирики как песни-романсы «Вернись, когда цветет черемуха», «Не гнись, рябина», чудесный, полный свежести дуэт «Подсолнух» на стихи С. Кудаша, изящная, игривая песня «Белые цветы» на слова М. Гали.
Масалим Валеев создал музыку к спектаклям «Глубокое дыхание» И. Абдуллина, «На берегу Белой» Р. Нигмати, «Свадьба продолжается» М. Карима, «Моя песня» Н. Наджми, «Песня о жизни» М. Амири, «Тальян гармонь» Г. Ахметшина. Музыкальной оказалась пьеса «Тальян гармонь». Масалим Мушарапович с увлечением писал музыку к этому молодому, жизнерадостному по тону спектаклю. Ему очень нравилось, что драматург ввел в пьесу музыкальный мотив, близкими были и действующие лица.
Трудно найти песню, которая могла бы соперничать с популярностью валеевской «Хороша Уфа-столица». В середине 50-х годов ее пела вся Башкирия от мала до велика. Особенно полюбилась она молодежи, что очень радовало композитора.
Масалим Мушарапович Валеев оставил после себя значительное и богатое наследие. Нет ни одного вида башкирской музыки, в котором композитор не попробовал бы свои силы. Обработки башкирских народных песен, музыка к драматическим спектаклям, массовые, сольные и хоровые песни, лирические песни, романсы, баллада, инструментальные и оркестровые миниатюры, две симфонические сюиты, струнный квартет, оперы – все это вошло в фонд башкирской музыкальной культуры. (По Л Атановой.)