Ишмулла Дильмухаметов (1928 – 1984). «А знаешь, где на Южном Урале самый хороший курай растёт?» – спрашивает Ишмулла Ишкалеевич и, с широкой улыбкой на бронзовом лице, густым, теперь, с годами, уже с некоторой хрипотцой бархатным голосом продолжив беседу, сам же отвечаете «Издревле славились кураем и кураистами башкиры-тангаурцы. Длина курая у тангаурцев – одиннадцать тотам». И он протягивает свою ладонь. Тотам – это значит ширина ладони.
Ишмулла Дильмухаметов – человек крупный, крепкий, словно дуб, выросший на вершинах Урала, соответственно и ладонь его имеет внушительную ширину. «Так вот, – поясняет он, – чем крупнее курай, тем лучше мелодия. Могущество и красота природы дают силу и кураисту».
Он родился и вырос на берегах прекрасной реки Сакмар, питающей своими водами легендарную европейско-азиатскую реку Урал. Родился Ишмулла Ишкалиевич Дильмухаметов 15 сентября 1928 года в деревне Иске-Якуп бывшего Матраевского, ныне Зилаирского района Башкортостана.
Творческий путь И. И. Дильмухаметова во многом необычен. Во-первых, ему не пришлось обучаться не только в высших, но и в средних музыкальных учебных заведениях. Во-вторых, к главному своему призванию – к искусству игры на курае он шел долгим, неведомым для самого себя путём. Вначале на сцену он вышел как актёр драматического театра. Случилось это так: его, влюбленного в искусство деревенского юношу, заметили руководители Сибайского театра во время гастролей, пригласили в коллектив, дали ему роли в спектаклях. С особым удовольствием играл он в тех постановках, в которых было много песен и музыки. Затем Дильмухаметов перешел на работу в Башкирский государственный академический театр драмы Здесь он создал немало колоритных образов. В общей сложности два десятка лет жизни отдал театру. Но, оказалось, все было ещё впереди. Долгая работа на сцене драматического театра обогатила его опытом и мастерством актера, которые так нужны и важны и исполнителю-кураисту, и певцу. Он стал солнетом-кураистом в Башкирской государственной филармонии.
В это древнее искусство он привнес много нового и интересного. Высокое исполнительское мастерство в сочетании с мастерством артиста очень скоро позволили ему выдвинуться в число ведущих артистов башкирской эстрады. К Ишмулле Дильмухаметову пришло признание. О нём заговорили как о большом мастере, виртуозном, уникальном исполнителе-кураисте. Поистине восторженно было воспринято и возрождение игры на курае в сочетании с элементами уздяу – горлового пения. В его репертуаре появились как народные песни, так и своего собственного сочинения. Так в одном лице выявились и соединились самые различные грани его дарования. Участвуя в концертах в столице нашей Родины Москве, а также за рубежом, он сумел создать символически обобщенный музыкально-поэтический образ родной земли – древнего Урала, священной земли наших предков и современников. Этот прекрасный монолог певца и кураиста в записях и поныне покоряет сердца слушателей.
Вот издалека, будто из глубин времени и пространства, доносится песня об Урале. Это импровизация самого певца на слова великого Салавата. Песня звучит все сильнее и сильнее. На сцену выходит широкоплечий, празднично одетый – в красочном еляне, в лисьем малахае, в расшитом яркими узорами сарыке певец с кураем в руках. И песнь его под стать самому Уралу, его вершинам и просторам, его рекам, полям и небесам. В ней – живые голоса Урала и биение людских сердец, любовь народа к своей матери-земле и боль за все, что выпало на ее долю:
Ай, Урал ты, мой Урал,
Великан седой, Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!
Моя песня о тебе.
О любви моей к тебе.
Так пел когда-то Салават Юлаев, полководец и поэт. И мы верим, что именно так звучали эти слова поэта, именно таким голосом говорило его сердце. И мы, завороженные, почти не замечаем, не успеваем уловить того, что в какое-то мгновение, завершая песню, певец плавным широким движением подносит к губам ку-рай, и пение переходит в музыку. Это уже башкирская народная героико-эпическая мелодия «Урал», ставшая у нас гимном родной земле.
Неистово, самозабвенно играет на курае Ишмулла Дильмухаметов, ибо неистова и самозабвенна любовь башкира к своим родным горам и степям, к своей многотрудной и героической истории. Об этом повествует мелодия «Урал». Игра Дильмухаметова, наполненная высоким эмоциональным содержанием и поэтико-философским видением мира, проникает в самые глубины души человека, отдается в нем и любовью, и болью, и высокой радостью сопереживания. Она понятна и близка каждому, кто способен понимать народ и сопереживать поющей, страдающей и любящей душе народа. Мелодия постепенно затихает, как бы уходя в глубину гор и степей, в глубину времен… Исполнитель уже оторвал от губ курай и продолжает играть горлом. Так завершается мелодия, так проходит через нашу душу и сердце эпическая поэтическая картина об Урале.
Ишмулла Дильмухаметов достиг удивительных высот в своем исполнительском искусстве. Богат и многообразен его репертуар, в основе которого – народная башкирская музыкально-поэтическая классика.
С концертами башкирской эстрады он побывал во всех районах и городах Башкирии, и всюду зрители восторженно встречали своего любимого кураиста. Ему аплодировали и в Кремлевском Дворце съездов, и в Колонном зале Дома Союзов в Москве, в республиках Средней Азии, в городах и поселках Сибири. Кураист Дильмухаметов в составе советских делегаций культуры побывал во Франции и Италии, Швеции и Швейцарии, в ГДР, Польше, Венгрии, Афганистане, в Пакистане, Иране, Японии. Зрители этих стран навсегда полюбили курай и кубиста. (По Р. Шакуру.)