Радик Арсланович Гареев (1956 – 1996). 29 октября 1996 года перестало биться сердце одного из самых ярких представителей искусства нашей республики, народного артиста России и Башкортостана Радика Арслановича Гареева. Прощание с выдающимся певцом еще раз показало, какую огромную популярность и неподдельную любовь завоевал Радик Гареев в своем народе. Поистине трагедией стал его уход из жизни. Проститься с первой вокальной звездой Башкортостана пришла вся Уфа, с раннего утра спешили делегации буквально со всех концов республики.
Да, он был настоящей звездой. Что бы он ни пел, это был не просто успех, это был триумф, эталон мастерства, артистизма. На спектакли Башкирского государственного театра оперы и балета «Травиата» и «Севильский цирюльник» с участием Радика Гареева невозможно было достать билеты, потому что уфимцы знали: лучшего Жермона и Фигаро нет и быть не может. Залы, в которых он выступал с концертами, исполнял романсы, были переполнены обожавшими его поклонниками. А каким он был тонким интерпретатором башкирских и татарских народных песен! И как искрометно, сочно, с удивительным проникновением пел русские песни.
В течение многих лет без его участия не обходился ни один самый престижный концерт в Колонном зале Дома Союзов, на Центральном телевидении. Для него писали песни ведущие композиторы страны, рукоплескали зрительные залы Франции и Италии, Финляндии и Турции, Америки и Испании, Канады и Греции, Кипра и Германии, стран Африки и Ближнего Востока.
Радик Гареев первым не только в Башкортостане, но и во всем бывшем Советском Союзе завоевал Гран-при на Международном фестивале политической песни «Красная гвоздика», проходившем в Сочи в 1983 году, в котором приняли участие представители 40 стран.
Вспоминает Александра Пахмутова, композитор, народная артистка СССР, лауреат государственных премий СССР: «Впервые я увидела Радика в Днепропетровске на Всесоюзном конкурсе советской песни: совсем юный паренёк, студент института искусств. Помню, он исполнял песню «Мандолина». Его заметили и рекомендовали на конкурс в Сочи. Особенно мне запомнилось его триумфальное выступление на международном конкурсе «Красная гвоздика». У него был большой, интересный репертуар. Например, он очень хорошо спел песню М. Магомаева «Земля – родина любви». Для этой песни нужен огромный голос. А у Радика был замечательный баритон. И вообще он обладал всем для блистательного исполнения песен: высокой вокальной культурой, чувством слова и, конечно, ярким артистизмом.
На Международном конкурсе «Красная гвоздика» работало международное жюри, которое я имела честь возглавить. Радика заметили сразу, он очень понравился всем. Но когда на заключительном туре он спел башкирскую песню «Уралым», все члены жюри были просто в шоке, как от удара молнии. И хотя у Радика было много достойных соперников, очень сильных исполнителей,
судьба Гран-при была решена мгновенно. Ни у кого даже малой доли сомнений не было. Конечно же, это лучший исполнитель! Конечное что Гранпри!»
Этот высокий знак исполнительского мастерства он пронес через всю свою творческую жизнь, всегда оставаясь достойным своей «Красной гвоздики». Радик не довольствовался только этой победой, он продолжал много и упорно работать
Сразу же после фестиваля его пригласили работать в Сочинскую филармонию, приложив к приглашению ключи от трехкомнатной квартиры и дачи на море. По он только рассмеялся. Занимая с двумя детьми и женой маленькую комнатенку в общежитии, он не захотел уехать из родной Башкирии, как не захотел сделать это и позже, кот да его приглашали в другие города и даже в Большой театр солистом. В Америке ему вручили открытую годовую визу для нею и всей его семьи. Но он не мог представить свою жизнь вдали от родного дома.
В мае 1990 года Радик Гареев возглавил коллектив Башкирскою государственного театра оперы и балета, одновременно являясь солистом оперы. Для всех, включая самых близких ему людей, это было полной неожиданностью. Многие задавали один и тот же вопрос: зачем это ему нужно? Известный, любимый в республике и далеко за ее пределами певец, он мог бы спокойно жить, наслаждаясь своей яркой славой.
И только тогда, когда некогда пустовавший театр вдруг ожил, и на его блистательные спектакли потянулся зритель, а в кассах появилось лаконичное объявление «Билетов нет», все поняли – Гареев совершил чудо. «Театр оперы и балета – это не обычный театр, -говорил Радик Арсланович, – каждый его спектакль должен быть для зрителя праздником». И праздник пришел в театр.
Богатые декорации и костюмы, техническое переоснащение сцены потребовали немалых денег. Появлением надежных спонсоров театр был обязан прежде всего всенародной любви к певцу, потому что ни один из руководителей уфимских предприятий, к которым за финансовой помощью обращался директор театра Радик Арсланович, ему в этом не отказывал.
Башкирский государственный театр стал не просто популярным заведением культуры, он стал центром музыкального и вокального искусства в Уфе. Рождение в его стенах симфонического оркестра, приглашение на сцену плеяды талантливой молодежи, проведение прекрасных, великолепно организованных оперных и балетных фестивалей, собиравших на уфимской сцене звезд оперы и балета мирового уровня, резко подняли престиж театра.
Радик Арсланович был на «ты» со многими выдающимися музыкантами и вокалистами страны, прежде всего как хорошо известный им певец, а уже потом, благодаря неуклонно растущему авторитету, – руководитель. Умный, проницательный, способный как никто другой понимать душу творца, он был неординарной творческой личностью с высочайшей внутренней, поистине европейской культурой.
Недаром он, еще совсем юный, привел в восторг известного дирижера эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио СССР Юрия Силантьева, спев арию Мистера Икса, которую Юрий Васильевич признавал только в знаменитом исполнении Георга Отса.
Вот что пишет об этом Ирина Архипова, народная артистка СССР, лауреат государственный премий, президент международного Союза музыкальных деятелей: «В мае 1991 года на Российском телевидении появилась новая авторская музыкальная программа «Шарман-шоу». Съёмки проходили в цирке на Цветном бульваре. И в первый же выход передачи в эфир право завершить это блистательное яркое представление было предоставлено Радику Гарееву. Он пел под самым куполом цирка свою знаменитую арию Мистера Икса в маске. Зрители, заполнившие в день съёмок самый большой цирк страны, затаив дыхание, слушали чарующий голос певца. В завершение звучали бурные аплодисменты.
Радик очень любил петь романсы из репертуара Федора Шаляпина и пел их с наслаждением. А какое для меня было удовольствие слушать его в тесном дружеском кругу. Один из его любимых романсов «Очи чёрные» был спет в сентябрьской программе «Шарман-шоу» в 1995 году.
Очень жалею, что я не смогла поехать в Уфу на его творческий вечер, посвященный 40-летаю со дня его рождения, хотя он настойчиво приглашал – предстоял монтаж новой программы. Знакомые москвичи, которым удалось побывать на этом прекрасном концерте, отзывались о нём с восторгом.
Последний раз я виделась с Радиком в августе 1996 года всего за два месяца до его смерти. Он приехал в Москву со съёмочной группой Башкирского телевидения, которая работала над фильмом о нём. Даже короткой встречи с ним было достаточно, чтобы понять, как тяжело ему приходится в родной Уфе в последнее время. Он рассказал мне, что ему не удаётся работать столько, сколько хочется, отменяются концерты в глубинках республики, куда его зовут и где ждут.
Я не понимаю, как можно было так относиться к такому певцу, как Радик Гареев? Не петь он не мог. Петь – значит жить! «Во имя жизни» – так называлась одна из его любимых песен.
Сегодня нам остается лишь слушать его чудесный неповторимый голос на магнитофоне, смотреть видеозаписи. И помнить о нём, талантливом, искреннем, светлом, очень добром человеке. Я верю, память о нем сохранится в людских сердцах на долгие-долгие годы».
Народный артист России и Башкортостана, лауреат всероссийских и всесоюзных конкурсов. Международного фестиваля «Красная гвоздика», республиканской молодежной премии им. Г. Саляма, член-корреспондент международной академии творчества Радик Гсреев сделал для своей республики очень много. Он прожил яркую, до боли короткую жизнь, и снискал безграничную любовь народа, которому служил честно и самозабвенно.
По А Валеевой