Роберт Газизов начал занятия музыкальным творчеством в том возрасте, который издавна называют «середина жизни», когда другие уже подводят первые итоги. Может быть, этим объясняется необыкновенная интенсивность творчества композитора, словно стремящегося наверстать упущенные годы.
Роберт Хакимович Газизов родился 25 сентября 1939 года в городе Уфе. Музыкальные способности проявились рано, но сочинение не сразу стало основным занятием юноши. После окончания Уфимского авиационного института в 1962 году, работая инженером на заводе, а затем преподавателем Уфимского нефтяного института, он одновременно учился на заочном отделении Уфимского училища искусств. Затем продолжил учебу в Казанской государственной консерватории по классу композиции известного композитора и авторитетного педагога профессора А С. Лемана, заложившего основу его профессиональных знаний и навыков. С открытием в столице Башкирии музыкального вуза, Роберт Газизов перевелся в Уфимский государственный институт искусств, и в 1973 году окончил его по классу композиции профессора 3. Г. Исмагилова, В этом же году Р. Газизов начал работать заведующим музыкальной частью Республиканского русского драматического театра. Становится членом Союза композиторов СССР в 1974 году, затем – ответственным секретарем правления Союза композиторов БАССР, а с 1978 по 1992 годы избирается председателем правления республиканской композиторской организации. С 1980 по 1992 год также выполняет обязанности секретаря правления Союза композиторов России С 1992 года – на творческой работе.
Широк образно-тематический и жанровый диапазон сочинений Роберта Газизова. В 70-е годы наиболее притягательной для композитора была область вокальной и сценической музыки. Значительными достижениями вокально-хорового творчества в этот период стали его оратории, хоровые и песенные циклы. Гражданственность и лирика, патриотическая тематика и философские размышления о сущности бытия – таков основной круг образов этих сочинений.
Если интерес Р. Газизова к хоровым жанрам в 70-е годы, думается, был стимулирован его творческим сотрудничеством с замечательным коллективом – Башкирской государственной хоровой капеллой, возглавляемой тогда талантливым музыкантом, главным хормейстером Т. Сайфуллиным, го песня была в центре внимания композитора всегда
Тонкой поэтичностью и красотой мелодических образов пленяют лирические песни «Звезды любви» (ел. М. Сиражи), «Яблоневый цвет» (ел. У. Киньябулатова), «Белые березы» (ел. М. Гали) и другие. Многие из них пользуются заслуженной популярностью у слушателей и исполнителей- записаны на пластинки, звучат в эфире и на концертной эстраде, на подиумах крупных международных и всероссийских песенных конкурсов и фестивалей. Ряд песен Роберта Газизова: «Неизвестному солдату» (ел. М. Карима), «Разведка боем» (ел. В Татаринова), цикл «Дороги» (ел. А. Филиппова) – удостоены премий на всероссийских и республиканских конкурсах на лучшую песню.
Удачна работа Р. Газизова в области сиенической музыки, привлекающей композитора широкими возможностями для творческого экспериментирования, поисков новых выразительных средств во взаимодействии музыки и слова, пластики и визуального ряда.
Симфоническая и камерно-инструментальная музыка – основная область творческих интересов Роберта Газизова в 80 – 90-е годы. Именно здесь происходит наиболее интенсивное развитие и становление собственного стиля композитора, формируется предпочтительный круг тем, образов и интонаций, музыкальных форм и жанров, выразительных средств и принципов структурирования. Характерные черты творчества Р. Газизова – логическая стройность архитектоники, эмоциональная насыщенность и динамизм развития, широкое использование принципов композиторской техники XX века, полистилистики и полифонии – проявляются здесь в полной мере. Многие творческие находки Р. Газизова в сочинениях этого периода стали провозвестниками новых веяний в башкирской музыке, предопределив пути ее дальнейшего развития.
Воздействие фольклора на творчество Р. Газизова опосредованно. Оно обнаруживается в ладоинтонационной основе его музыки: характерном для башкирского фольклора преобладании ангемитоники, широком применении секундовых и кварто-квинтовых сопряжении в гармонии, в типах образности, тематизма, во многом родственного башкирским протяжным напевам узун-кюй, скорым напевам кыска-кюй и плясовым, частушечным такмакам. Нередко используется тембровая и мелодико-фактурная имитация звучания народных инструментов курая и кубыза.
Показательным в этом отношении примером является Струнный квартет № 2. Главенствующую роль здесь приобретают полифонические методы разработки тематизма. Принципы композиции I и II частей укладываются в рамки фуги. Крайние разделы III части написаны в жанре токкаты, энергия и динамизм развития которой подготавливают драматическую экспрессию образов финала. Национальная основа музыкального языка квартета особенно ярко выражена в средних частях. Явственны фольклорные истоки II части: это свободная импровизационность в духе башкирских протяжных мелодий узун-кюй, подчеркнутая имитацией специфических приемов исполнительства на курае. Жанровая основа III части – танцевальность, рожденная в полистилистическом переплетении ритмов современной эстрады и мелодики, близкой башкирским плясовым.
В этой связи уместно упомянуть еще одну характерную черту стиля композитора – ощутимость влияния на его творчество эстрадно-джазовой стилистики, что в произведениях крупных форм имеет двоякую природу. С одной стороны, аккумуляция джазовых элементов чаще наблюдается в срединных разделах формы, что можно соотнести с традиционным для циклических композиций положением лирического центра. С другой – композитору удалось найти общие точки соприкосновения в искусстве джаза и национальной башкирской музыке фольклорной традиции. Главные из них – преобладающая роль импровизационного начала, сложная многоплановая метроритмическая организация, принципы варьирования и т. п. Таков генезис джазовых элементов в Лирической сюите для камерного ансамбля, Концерте для эстрадно-симфонического оркестра, Концерте для гобоя с камерным оркестром, Концерте для симфонического оркестра и других сочинениях.
Многие произведения Р. Газизова находятся в русле общей для современной мировой музыкальной культуры тенденции возрождения интереса к искусству прошлых эпох.
Творчески переосмысленные жанрово-стилевые черты музыки барокко, классицизма и романтизма отчетливо выявляются в таких его сочинениях, как Симфония № 2, Концерт для симфонического оркестра, Концерт для фортепиано, струнных и ударных, Второй струнный квартет, Концерт для гобоя с камерным оркестром и др.
Колористическое своеобразие музыке Роберта Газизова придают политональные соединения мелодических голосов и фактурных слоев, широкое применение кластеров, созвучий нетерцового строения и полиаккордики; изобретательность ритмической и тембровой драматургии, обращение к алеаторике и сонорным эффектам.
Общие принципы архитектоники инструментальных сочинений Р. Газизова позволяют выявить два их основных типа.
В одних произведениях обнаруживается склонность автора к одночастности, трактуемой композитором как скрытая цикличность с элементами сонатности, вариационности, трехчастности и т.п. Причины этого явления кроются как в глубинной связи музыки Р. Газизова с традиционным башкирским искусством, спецификой народного формой творчества, так и в характерном свойстве мышления автора, стремящегося к предельной лаконичности, сжатости и емкости высказывания. Примеры такого типа музыкальной драматургии – симфоническая поэма «Памяти героев», Концерт для оркестра № 2- Концерт для эстрадно-симфонического оркестра, Концерт для фортепиано, струнных и ударных и другие.
Ко второму типу относятся произведения, в которых сугубо индивидуальное, авторское прочтение находят традиционные академические жанры и формы, чьи неисчерпаемые художественные возможности подтверждаются органичностью «врастания» в них фольклорных элементов и богатого арсенала выразительных средств современной музыкальной лексики. Интересный пример творческого переосмысления традиций жанра сюиты – семь пьес для фортепиано «Настроения». Этот цикл привлекает богатством образной палитры, ярко выраженной национальной основой мелоса, а также щедрыми россыпями элементов джазовой стилистики.
Роберт Газизов является организатором и участником многочисленных музыкальных праздников и фестивалей, пленумов и съездов композиторов. Много энергии, сил и организаторского таланта отдает делу пропаганды музыкального искусства. Среди его начинаний — такие крупные явления культурной жизни региона, как ежегодные фестивали музыки композиторов Поволжья и Урала, фестивали старинной и современной камерной музыки, конкурс эстрадной песни «Агидель».
Произведения Р. Газизова звучат на родине, в России, в странах ближнего и дальнего зарубежья: Германии, Италии, США. За высокие творческие успехи композитор награжден орденом «Знак Почета» (1986), ему присвоены также звания лауреата премий комсомола Башкирии им. Г. Саляма (1984), заслуженного деятеля искусств БАССР (1987). В настоящее время композитор проживает за рубежом. (По А. Кудояровой.).