Салават Ахмадеевич Низаметдинов родился 3 марта 1957 года в многодетной семье шахтёра в поселке Миндяк Учалинского района. В семилетнем возрасте он был отдан в Уфимскую школу-интернат для слепых детей. Самой большой радостью для мальчика стали занятия музыкой. Он пел в хоре интерната, с интересом осваивал – баян, домру, кларнет, трубу… Когда Салавату исполнилось 11 лет, его приняли в только что открывшийся филиал детской музыкальной школы № 1, в класс баяна и композиции.
В 1977- 1982 годах в институте искусств с ним стал заниматься «на общественных началах» доцент кафедры композиции Е. Н. Земцов.
Замечательный знаток поэзии Е. Земцов пробудил у начинающего композитора любовь к стихам. Под влиянием педагога С. Низаметдинов много сочинял. Всё это привело начинающего композитора к первой значительной победе: в 1979 году на Международном конкурсе незрячих композиторов в Праге ему была присуждена третья премия за романсы на стихи А. Блока. Позднее, в 1988 году, на том же конкурсе С. Низаметдинов был удостоен второй премии за вокальный цикл «Черновик» на стихи Ники Турбиной.
По окончании института искусств композитор поступает в аспирантуру Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) к профессору Г. И. Литинскому, которому впоследствии посвящает Струнный квартет до-минор.
В 1983 году С. Низаметдинова принимают в Союз композиторов СССР, а в 1988 году он получает золотую медаль Выставки достижения народного хозяйства СССР за вокальную симфонию «Разговор с Салаватом».
Жанровый диапазон творчества С. Низаметдинова охватывает оперы и симфонии, хоры и романсы, музыку к драматическим спектаклям и эстрадные песни. Однако центральное место в композиторском «багаже» принадлежит музыке к слову.
Композитора притягивает поэзия М. Лермонтова и А. Блока, С. Есенина, Микеланджело Буонаротти и О. Хайяма, Н. Турбиной и П. Ронсара, поэтов Башкирии – М. Карима, Ш. Анака, А. Атнабаева, Р. Гарипова. В музыкальных интерпретациях литературных первоисточников на протяжении творческого пути постепенно вырисовывается своего рода автопортрет композитора, его собственное миропонимание, главная установка. Это – обязательство перед жизнью, тема назначения мастера и его искусства, и – как результат – появление триады: «Художник – Искусство – Жизнь».
Впервые она прозвучала в вокальной симфонии «Разговор с Салаватом». В опере по трагедии М. Карима «В ночь лунного затмения» она сделалась лейтмотивом любви героев, послужила импульсом для создания «Кантаты по случаю», прославляющей бессмертного Ф. Шаляпина (на стихи Я. Полонского, С. Маршака, В. Бокова), цикла для тенора «Парнас» (на стихи Р. Гамзатова, Д. Кугультдинова, М. Карима). Мучительные поиски смысла жизни, жажда общения и понимания сближают стихотворения Р. Гарипова (хоровой цикл «Пять размышлений») с поэзией М. Лермонтова («Записки в альбом»), своеобразно резонирующей в стихах юной Ники Турбиной («Черновик» для сопрано).
Искусство наделяет мир своими вдохновенными созданиями духовной красоты в гармонии с красотой природы. Это становится заповедной областью светлой лирики в музыке композитора. Не потому ли первые «странички» из вагантов («Милый ты мой», «Добродетельная старушка») вспоминаются тогда, когда Сократ говорит о солнце в каждом человеке, Хайям вдохновенно воспевает свою прекрасную возлюбленную, и Микеланджело в награду за свое творчество слышит Вечность (опера «Memento»)? Но дыхание вечности исчезает, когда наступает хаос, когда продается на прилавке вместе с финиками и грушами человеческая голова, живое женское тело, правда и достоинство, сконструированное оружие массового уничтожения… Тогда гибнут художники и философы. Напрасно читает поэт Бодлера и Пастернака похотливой девке: они не нужны ей (цикл на стихи П. Госсена), как вообще не нужно искусство взбесившемуся миру (пятая страничка из «вагантов»). Об этом говорит композитор в опере «Memento» страстно, с трагической обнаженностью предупреждая об экологической катастрофе духовности.
Сегодня «Memento» – последнее завершенное произведение Салавата Низаметдинова. В нем аккумулирована главная тема его творчества, философская и гражданская позиция композитора и его выбор в искусстве. О неодолимых вечных ценностях, принадлежащих человечеству на все времена, говорят в опере Сократ и Платон, Хайям и Микеланджело, Лермонтов и Есенин. Их голоса слышит композитор и отвечает им своим хоровым рефреном. В завершении оперы он звучит особенно красиво и просто, – как песня о чистом небе, прозрачных водах, первой девичьей любви…
В этой опере Салават Низаметдинов подтверждает свою приверженность жанровому и стилевому плюрализму. Строгая графичность («Сократ») сочетается с пышным восточным многоцветней («Омар Хайям»), бальный полонез, вальс, элегический романс и монолог в традициях русской музыкальной классики XIX века («Лермонтов») сменяется задумчивой русской песней и блоком частушек, речевок, лозунгов и обрывков революционных песен, агрессивно заполонивших Россию 1920-х годов («Есенин»),
Можно по-разному относиться к тому, как объединяет С. Низамегдинов в своих авторских концертах музыку классической и эстрадной ориентации, можно спорить о правомерности взаимодействия этих музыкальных потоков в тех или иных случаях, но одно безусловно: композитор вслушивается в сегодняшний день во всей его пестроте Он живет в этом мире и дает его срез в собственном восприятии, отчетливо представляя себе, что прекрасно и что безобразно.
С. Низамегдинов является Заслуженным деятелем искусств Республики Башкортостан, лауреатом премии имени Г. Саляма.
По Н. Спектор
Большая просьба – сообщите мне по e-mail, какие стихи Гамзатова положил на музыку этот композитор. Мне очень важно знать