Имя Рима Хасанова тесно связано с развитием башкирской эстрадной музыки. Его песни и романсы радуют слушателей своей мелодичностью, задушевностью, яркостью музыкальных красок и образов. Р. Хасанов – автор театральных, симфонических, камерно-инструментальных и хоровых произведений, музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам, теле- и кинофильмам. Творческие достижения композитора отмечены званиями лауреата премии комсомола Башкирии им. Г. Саляма (1976) и заслуженного деятеля искусств БАССР (1979).
Родился Рим Махмутович Хасанов 9 марта 1947 года в селе Языкове Благоварского района Башкортостана в музыкальной семье. Напевы башкирских, татарских народных песен, популярные мелодии городского и сельского быта 40 — 50-х годов, произведения классической музыки формировали музыкальный вкус будущего композитора. С малых лет он начал петь, самостоятельно овладел азами музыкальной грамоты, игрой на баяне, скрипке и трубе, в школе стал активным участников художественной самодеятельности. Тяга к музыке привела к созданию первых детских сочинений – вариаций, сонатины, песен.
В шестнадцать лет Рим поступает на театральное отделение Стерлитамакского культурно-просветительского училища, а через год сдает экзамены на дирижерско-хоровое отделение Уфимского училища искусств. На третьем курсе будущий композитор переводится на теоретико-композиторское отделение и к его окончанию в 1968 году пишет несколько серьезных произведений, среди которых Симфоническая поэма «Негритянское гетто», Струнный квартет, Поэма для симфонического оркестра и фортепиано и др. Но главной сферой творчества этих лет стали песни и вокально-инструментальные композиции для эстрадных ансамблей. К началу 70-х годов Р. Хасанов становится кумиром молодежи: его песни пользуются в республике быстро растущим успехом.
В 1968 году он поступает в Уфимский государственный институт искусств и учится в классе композиции К. Лакина, а затем -профессора, народного артиста СССР 3. Исмагилова. В годы учебы Р. Хасанов много пишет: Струнное трио, фортепианные сонаты, Концерт для фортепиано с оркестром, вокальный цикл «Вернись, дочь моя, в отчий дом» на стихи Н. Наджми и другие, продолжая работу в жанрах эстрадной песни и миниатюры.
По окончании института в 1973 году Р. Хасанов несколько лет работает в Башкирском академическом театре драмы имени М. Гафури в должности заведующего музыкальной частью. Здесь он совершенствует технику ансамблевого и оркестрового письма, овладевает навыками дирижера оркестра, экспериментирует с вокальными и инструментальными тембрами. За годы работы в театре и позднее композитор написал музыку более, чем к тридцати спектаклям: «Прощание в июне», «Лунные вечера Айсылу», «И судьба – не судьба», «Матери ждут сыновей», «Галия», «Не бросай огонь, Прометей» и другим.
Творчески напряженная работа над музыкой к спектаклям и другими сочинениями дополняется деятельностью в Союзе композиторов Башкортостана, членом которого Р. Хасанов становится в 1974 году, а позднее – заместителем председателя правления СК БАССР. Он активно участвует в организации пленумов и съездов, выступает в местной печати, на радио и телевидении, проводит авторские вечера и встречи со слушателями, ездит в творческие командировки по стране и за рубеж, ведет большую просветительскую работу. В 1978 году он уходит из театра и целиком посвящает себя композиторскому труду.
Период 80-х – начала 90-х годов отмечен интенсивной творческой деятельностью. Масштабнее становится творчество композитора, изобретательнее техника письма, раздвигаются рамки жанровых и стилистических направлений.
В песнях, романсах, балладах наиболее выпукло проявляются лирико-романтические черты творческой личности автора. Песенный стиль Р. Хасанова вобрал в себя элементы разных традиций: башкирского музыкальною фольклора, городской песенной культуры 60 – 80-х годов XX века, русского романса, джаза и др. В сложном взаимодействии жанровых признаков рожден неповторимый колорит хасановского песенного почерка и соответствующие принципы сочинения; ясность и простота формы, демократичность музыкальною языка, основанного на сочетании красивой, ритмически гибкой мелодики и четкого гармонического сопровождения.
Поэтический материал песен разнообразен по кругу авторов и содержанию. Композитор обращается к стихам башкирских и татарских поэтов – С. Алибаева, М. Жиганова, А. Игебаева, Г. Идрисова, Н. Наджми, М. Сиражи, Р. Файзуллина, Г Шафикова и других, пишет и собственные тексты. В лучших романсах и песнях Хасанов достигает единства поэтического и музыкального содержания, обращенного к гражданственно -патриотической тематике
(«Родина моя», «Каков я, твой сын»), образам родного края и его природы («Воды Хакмара», «Уфимские липы»), народным легендам и сказаниям («Салават»), разнообразной лирике («Школьные годы», «Зимний романс», «Аклима», «Не забывай друзей»), задорной шутке и лукавому смеху («С любовью не шутят»).
Рим Хасанов – автор более 400 песен, баллад, романсов, часть которых опубликована в двух авторских сборниках песен, отдельными изданиями и записана на пластинках. Вокальные сочинения композитора включаются в концертные программы филармонии, радио и телевидения, звучат на песенных конкурсах и фестивалях, исполняются самодеятельными певцами, Популяризации способствует и талантливое исполнение песен звездами башкирской эстрады А. Авзаловой, И. Газиевым, Р. Гареевым, Н. Кадыровой, Ф. Кильдияровой, И. Шакировым и другими.
Не менее ярко раскрывается дарование композитора в области хоровой музыки. Он обращается к нескольким ее жанровым разновидностям, песне, оде, кантате, оратории, пьесе. Хор для Р. Хасанова является средством для выражения общественных идей, лирики объективного плана
Показательной для стиля композитора можно назвать хоровую пьесу «Курай-трава» на собственные слова, тематически и сюжетно созвучную созданному ранее балету «Легенда о курае». Пьесе свойственны плавность мелодических линий, тонкая переливчатость гармонических красок, тембровая выразительность.
Весомое место в творческом «портфеле» Р. Хасанова занимают инструментальные сочинения. Из ранних выделяется Концерт для фортепиано с оркестром, где намечаются пути взаимодействия фольклорного материала с современными приемами письма. Тенденция к усложнению музыкального языка обнаруживается в Сонате для виолончели и фортепиано, в цикле «10 миниатюр для фортепиано». Последний ориентируется на традиции детской музыки К. Дебюсси, М. Мусоргского, С. Прокофьева, а в башкирской музыке – М. Валеева, X. Заимова, Р. Сальманова.
В цикле «Темперамешы» для фортепиано автор продолжает «игры» с регистрово-тембровыми возможностями инструмента, осваивает технику микротематизма.
С воодушевлением работает Р. Хасанов и в симфоническом жанре. Им написаны две увертюры, концертный марш, симфонические поэмы «Прометей» и «Сибай». Последняя, основанная на мелодии одноименной народной песни, прозвучала в 1984 году на отчетном концерте V съезда композиторов БАССР и на заседании Секретариата СК РСФСР в Москве.
Работа в разных жанрах органично подвела композитора к созданию произведения для музыкального театра. Им стал балет «Легенда о курае», поставленный в Башкирском государственном театре оперы и балета в 1979 году. В основу сюжета легла башкирская сказка о курае, содержание которой автор «распел» в лирико-романтическом ключе.
Драматургия балета строится на интонационном противопоставлении образов добра и зла. В целом сочинение продолжает традиции русского (П. Чайковский, А. Глазунов) и башкирского (Л. Степанов, Н. Сабитов) балета. Следующими сочинениями стали балеты «Огонь» и «Салават» и моноопера «Пожелтевшие письма моей матери».
Важной областью профессиональной деятельности композитора является создание музыки для радио, телевидения и кино. Р. Хасанов «озвучивал» телефильмы «Уфа», «Стерлитамак», радиопостановку «Галия» и совместно с Ю. Якушевым – кинофильм «Всадник на золотом коне» (производство киностудии «Мосфильм»).
Свободное владение средствами народного и профессионального языка позволяют композитору создавать впечатляющие образы и картины, находить свежие краски для своих произведений.
По Т. Зиновьевой.
Супер,Было бы ещЁ про кого нить!!
А кончилось дело тем, что одни пинком выбросили из республики за музыку к стихам “”Аткей” (отец) татарского народного поэта Расиха Ханнанова. И фактически одним таким ударом разрушили психику легко ран мого таланта. Жаль, теперь он, как птица с перебитым крылом, взлететь не может, а так махнет крылом и падает. Музыка ушла..,