Впервые занавес Уфимского татарского театра раздвинулся еще в 1912 году. Организатором труппы с поэтическим названием «Hyp», что в переводе означает «луч», была 19-летняя Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. Она же и первая актриса татарской сцены.
До 1918 года молодежная группа активно работает, ставит спектакли и гастролирует по всему Уралу и Поволжью, Средней Азии и Северному Кавказу, Крыму. Но, просуществовав шесть лет, из-за тяжелых условий для творческой работы, в годы гражданской войны труппа распалась. Но и за тот короткий период театр успел серьёзно заявить о себе.
«Антракт» длился до 1989 года, когда в Уфе был возрожден татарский театр – организована театральная студия «Hyp». Спустя два года ему присваивается статус государственного. Так, через семьдесят с лишним лет, открывается занавес второго акта, и начинается новый этап жизни коллектива.
Многие критики сегодня отмечают, что шлейф романтического духа и лиризм первоначального творчества «Нура» под руководством Гиззатуллиной-Волжской сопутствует театру и по сей день.
Подбор драматического материала из национальной классики составил основную репертуарную и программу первых театральных сезонов. Если заглянуть в афишу последних лет, то, следуя традициям, её украшают более десятка произведений татарской и башкирской культуры, а также шедевры мировой классики, произведения других народов. Но особое внимание уделяется творчеству писателей Республики Башкортостан. Каждый сезон портфель театра пополняется пьесами местных авторов. Красноречивы две цифры: более 50 поставленных спектаклей посмотрели около 340 тысяч зрителей. Молодость актерского состава определяет своеобразие этого театра, а темпераментная игра и светлая оптимистическая тональность спектаклей отличает его в ряду старших и меньших «собратьев» по цеху. Пожалуй, это еще и самый музыкальный театр и самые поющие актеры в городе. Будучи национальным, «Hyp» старается бережно претворять поэтику народной жизни, нести душевное тепло и энергетику любви и созидания.
Один из лучших спектаклей «нуровцев» – «Осень» по одноименной пьесе классика татарской литературы Гаяза Исхаки (поставлен режиссером Татарского театра им. Г. Камала Фаридом Бикчентаевым). Это проникновенный доверительный диалог двух женщин, вокруг которого сплетаются в один клубок судьбы героев, разворачиваются время и пространство. Как за ночью непременно наступает утро, так и для героев спектакля осень – лишь преддверие грядущей весны и обновления.
На театральном фестивале им. К. Тинчурина в 1996 году и Международном фестивале тюркоязычных народов «Науруз» в Казани в 1998 году спектакль стал лауреатом в пяти номинациях.
Леонардо да Винчи так размышлял о природе таланта в искусстве: «Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души. Первое – легко, второе – трудно…» Вот это «второе» всегда исследует в своем творчестве главный режиссер театра «Hyp» Абылхаер Сафиуллин. В спектакле «Три аршина земли» по трагедии Аяза Гилязева он пытается найти ответы на вечные вопросы: как должен жить человек, во что верить, чем дорожить. Этот поиск превращается в удивительное по силе и нежности чувств повествование, оставляющее светлую грусть и надежду. Режиссерский талант и умение точно выбирать актеров обеспечили постановке успех на V театральном фестивале им. К. Тинчурина. А исполнительница главной роли Шамсегаян заслуженная артистка Башкортостана Резида Фахруллина получила приз за «Лучшую женскую роль». Словно бы о ней Анатолий Эфрос сказал’ «Душевный покой необходим для выражения душевного смятения», так в полутонах, взгляде, жесте умеет актриса показать жизнь, борьбу, любовь, смерть.
Изживание собственных пороков через философское осмысление жизни, обретение себя ценой жертв и потерь, нравственное очищение героев – главные темы творчества Абылхаера Сафиул-лина. Они просматриваются в его спектаклях «Волосатое чудо» Амануллы, «Аршин мал Алан» Узеира Гаджибекова, музыкальной драме «Гуси-лебеди» Рафаэля Сафина. Раскрывая военную тему в жанре музыкальной драмы, режиссер предлагает зрителю поэтический театр. «Гуси-лебеди» – это исследование судьбы нескольких поколений, чья жизнь сломана войной. Любопытно решил спектакль художник Александр Корякин: сцена представляет собой три круга, словно вытекающих один из другого. В глубине треснувшего зеркального пространства можно разглядеть хрупкую птицу – душу человека, стремящуюся вырваться на свободу, чтобы обрести покой и счастье.
Несомненной удачей «нуровцев» и их творческого руководителя следует считать музыкальную комедию, поставленную в театре – «Аршин мал Алан» по пьесе Узеира Гаджибекова. Это веселая любовная история в восточном стиле, увенчанная свадьбой четырех влюбленных пар Удивительно прекрасна финальная сцена: в свадебное ликование вплетается трогательный гомон аистят как символ новой жизни. Вдохновенная игра актеров, блестящий музыкальный ряд выделяет этот спектакль в репертуаре театра. Особенно хороша народная артистка Башкортостана Савия Сираева в роли Жихан – с оригинальной энергетикой и пластикой. Разноцветную палитру спектакля, отражающего многоцветие и красоту самой жизни, подчеркивает сценография Ольги Гималетдиновой.
Вдохновение и задор, с какими артисты театра «Hyp» играют комедии, не покидают их и в других постановках: «Ясновидец» Зульфата Хакима, к творчеству которого театр обратился впервые, «Амурные истории» Ильшата Юмагулова (режиссер – заслуженный артист России и народный артист Башкортостана, лауреат премии им. С. Юлаева Ахтям Абушахманов), «Море любви» Ф. Яруллина (режиссер – Г. Абушахманова) Яркие, порой эксцентричные, они находят своего зрителя. Особенно отличает публика – драму «Ясновидец» (сценограф – Нурия Габидуллина). Герои спектакля – наши современники – живут в плену своих иллюзий, преодоление которых происходит на фоне колоритного быта татарской деревни, нравов её обитателей и своеобразных характеров.
Особняком в репертуаре театра стоит спектакль «Фонтан слез», поставленный выпускницей Высшего театрального училища имени Щукина Альфией Хабибрахмановой. Страстно увлеченная творчеством А. С Пушкина, она предложила свою трактовку «Бахчисарайского фонтана». Так на сцене родился гимн женской красоте, грации и изяществу «Фонтан слез» стал удивительно лиричной, проникновенной и искренней работой, воссоздающей дух, страстность, поэтичность и загадочность крымской легенды.
Молодой режиссер Искандер Ахметвалеев поставил три спектакля: трагедию «Одинокая» Туфана Миннуллина, «Похождения Былтыра» Махмуда Фатыхова по произведениям классика татарской литературы Г. Тукая, эксцентрическую музыкальную комедию «Давным-давно» Амануллы.
Савия Сираева – одна из лучших актрис театра, украшение труппы и любимица публики. Ее творчество подкупает искренностью и правдивостью, умением проживать жизнь своих героинь убедительно, ярко и сильно, в тесном взаимопонимании и умелом партнерстве с другими персонажами спектакля. Не случайно её работа в паре с Даригой Файзуллиной в спектакле «Убей меня, голубчик!» по произведению турецкого драматурга Азиза Несина (режиссер Борис Манджиев) в 1997 году на фестивале «Театральная весна» была отмечена в номинации «Лучший актерский дуэт». Эта трогательная история о жизни двух одиноких старушек до сих пор идет с аншлагом.
Анализируя современный репертуар театра, хочется сказать ещё об одном спектакле – «Лесная сказка» по мотивам одноименной поэмы Сайфи Кудаша в инсценировке Раифа Амирова. Режиссер – народная артистка Башкортостана Савия Сираева. Сюжет построен на народных преданиях и легендах. Дружба, единство и сплоченность – вот что помогает человечеству преодолеть тернистый путь невзгод и испытаний – таков жизненно важный вывод, провозглашенный в финале спектакля, полном света, музыки и песен. Эта постановка на Республиканском фестивале спектаклей для детей «Колонсак» принесла «нуровцам» две победы, приз «За лучшую режиссуру» (Савия Сираева) и «За лучшее исполнение мужской роли» (Салават Нурисламов)
У театра «Hyp» впереди много идей, замыслов, планов – всего, что делает жизнь театра творчески насыщенной и счастливой.
По Г Иксановой.