В Башкортостане проживает 1120,7 тыс. татар. Так же, как и русские, татары – не коренное население. Они формировались в пределах Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья. Переселение их на восток, в том числе на территорию современного Башкортостана, началось со второй половины XVI века. О происхождении татар бытуют, в основном, две теории. Согласно первой, известной как булгарская предки поволжских (казанских) татар произошли от булгар.
Вторая версия, возникшая почти одновременно с первой, увязывает происхождение поволжских (казанских) татар с татарами Золотой Орды и через них – с татаро-монголами. Другие ученые считали, что казанские татары являются прямыми потомками золотоордынских татар-завоевателей, которые разрушили Волжскую Булгарию. Последняя гипотеза имела большее распространение, чем первая.
Уже в новейшее время золотоордынская (татаро-монгольская) теория была несколько видоизменена: предками татар по-прежнему считали татар Золотой Орды, но их уже отделяли от домонгольских кипчаков, отатаренных в золотоордынское время. Татарский исследовать Г. Губайдуллин, например, считал, что татары сформировались из отюреченных местных финно-угров и булгар, ассимилированных в XIV – XV веков пришлыми золотоордынскими татарами-кипчаками Нижнего Поволжья с растворившимися в их среде татаро-монголами XIII века. Золотоордынская гипотеза происхождения татар имеет своих сторонников ученых различных направлений: историков, археологов, этнографов, языковедов и других. В. Смолин, Али-Рахим, А. Самойлович, М. Сафаргалеев, Ш. Мухамедьяров, Э. Наджиб, В. Каховский, В. Ижбалдин считают, что этническую основу татар составили татары Золотой Орды. Ряд лингвистов полагают, что формирование татар и их языка произошло в ходе взаимодействия населения Волжской Булгарии и кипчакизированного населения Золотой Орды.
Другая этнографическая группа татар Среднего Поволжья и Приуралья – мишари. В происхождении и этническом облике ихмного неясного. Некоторые исследователи в XIX века считали, что «мещеряки – суть не что иное, как омусульманенная мещера, с давних времен приютившаяся на башкирской земле». В настоящее время их считают частью татар, хотя в дореволюционной и на первых порах в советской демографической статистике они учитывались отдельно. Достоверных сведений о начале переселения ми-шар в Башкирию пока нет, однако многие ученые единодушны в том, что «они первые и древнейшие из переселенцев». Мишари Башкирии в большой части выходцы из центральных губерний России (Симбирской, Нижнегородской, Казанской, Пензенской). Перепись населения, проводившаяся в 1926 году, была последней, при которой мишари учитывались отдельно от татар. Тогда их насчитывалось 136 тыс. человек. Следующая довоенная перепись 1939 года учла их в составе татар.
Из разноязычного и разноплеменного пришлого населения -татар-мишарей, марийцев, чувашей, мордвы, нагайбаков и отчасти обезземеленных башкир – образовалась этнографическая группа тептяри. За пределами Башкирии их не было и нет.
О термине «тептяр» существует несколько версий. Одна из них выводит его от слова «дэфтэр» (буквально тетрадь), подразумевая под ним «запись», «договор», письменные условия отношений и взаимных обязательств между башкирами-вотчинниками и припущенниками. Вторая версия производила этот термин от того же «дэфтэр» и чувашского слова «типтер», который означает бирку с отметкой причитавшегося долга. Третья версия считала его татарским словом: служилого человека сибирские татары называли теп-тярем. Башкирский историк Асфандияров А. 3. считает, что термин «тептяр» берет свое начало от башкирского слова «тибеу» — «тибелеу», «типтереу», в смысле «вытеснять(ся), выталкивать(ся), быть отвергнутым». Приход тептярей в Башкирию, как отмечалось, начался недавно. В середине XVIII в. их насчитывалось немногим более 61 тыс. человек, а через сто лет их стало 261,8 тыс. Накануне первой мировой войны в Уфимской и Оренбургской губерниях проживало более 305 тысяч тептярей. В 1926 г. при переписи населения свыше 23 тысяч человек называли себя тептярами. При последующих переписях населения они учитывались главным образом в составе татар (исключение, составлял тептяро-учалинский регион).
В Башкирии проживает небольшая группа кряшен (буквально крещеные), отличающиеся от основной массы татар вероисповеданием и некоторыми культурно-бытовыми особенностями. Кряшен принято считать в основном частью казанских татар. В целом, очевидно, это верно. Татарский этнограф, автор книги «Татары-кряшены» Мухаметшин Ю. указывает, что кряшены — это «небольшая часть татарского населения Среднего Поволжья, сложившаяся в результате крещения в середине XVI – начале XVII веков».
Татары являются третьей по численности национальностью в Башкортостане. Это самая многочисленная национальная группа татар за пределами Республики Татарстан, известная в этнографической литературе под названиями «уфимские татары», «приуральские татары».
Генетическое родство и близость башкирского и татарского языков, общность многих культурно-бытовых традиций, принадлежность к одной религии на протяжении столетий способствовали культурно-этническому сближению и взаимопроникновению двух народов. Оба народа до революции имели общую письменую культуру и литературный язык, многие писатели и деятели культуры выступали от имени обоих народов. В то же время еще до революции шел процесс консолидации башкир и татар в отдельные нации, получивший свое завершение после Октябрьской революции. Большое значение в реализации и завершении данного процесса имели образование Башкирской (1919 г.) и Татарской (1920 г.) автономных республик, введение в Башкирии нового литературного языка (1923 г.).
Татары контактируют с башкирами во всех городах и 50 сельских районах из 54. Всюду происходит интенсивный обмен культурно-бытовыми традициями и хозяйственными навыками, а в районах, где татары и башкиры представлены большими массивами, формируется своеобразный татаро-башкирский уклад быта и культуры.
Мощным фактором этнического взаимопроникновения татар и башкир являются смешанные браки, которые также благодаря культурно-бытовому и языковому родству и общности религии имеют глубокие исторические корни. В межнациональных браках в Башкортостане, и в городах и в сельской местности, на первом месте стоят татаро-башкирские браки.
Взаимосвязи татар с чувашами и финно-угорскими национальными группами – марийцами, удмуртами и мордвой были и остаются довольно интенсивными. Татары, как и башкиры, заимствовали немало хозяйственно-культурных навыков у финноугорских соседей, но и сами оказали заметное влияние на них. Надо сказать, что это влияние было совокупным: культура и язык татар и башкир в западных и северо-западных районах, как уже отмечалось выше, были в основных чертах одинаковы, и соседи воспринимали их как единое целое.
По М. В. Мурзабулатову, Н. В. Бикбулатову.