Немцы

18.06.2012 | Категории: Население

Сайт объявлений республики Башкортостан и г.Уфа

По переписи 1979 г., в Башкортостане проживало 11 326 человек немецкой национальности. В настоящее время немцы расселяются преимущественно в городах (8261 человек – 1979 г.). В сельской местности немецкое население (3065 человек) проживает немногочисленными, однако компактными группами в Благоварском районе (д. Пришиб, Алексеевка, Викторовка, Новоникольское), Стерлитамакском (д. Александро-Волынка), Абзелиловском (п. Северный), Туймазинском (п. Первомайский) и других районах.

Первые немецкие переселенцы появились в пределах Башкортостана в начале XVII в. Они несли военную службу в Уфимском гарнизоне. В течение XVII – XIX вв. численность немцев в регионе была незначительной и, по переписи 1897 г., составляла всего 1082 человек (422 человека – в городе и 660 человек – в сельской местности).

В годы реализации Столыпинской аграрной реформы в Башкирию на «вольные земли» устремились десятки тысяч переселенцев, в том числе и немецкие колонисты, численность которых, за эти годы выросла более чем в 6 раз и составила только в сельской местности, по материалам Подворной переписи Уфимской губернии 1912-1914 гг., 3914 человек.

Основной поток немецких колонистов прибыл в Башкортостан из Херсонской губернии.

Поселялись немцы на купленных в рассрочку через Крестьянский поземельной банк землях. При этом земля часто приобреталась немецкими обществами, расположенными в прежних местах их расселения. В связи с «земельным голодом» на Украине, в том числе и в немецких колониях, который остро сказался уже во второй половине XIX в., материнские немецкие общества были заинтересованы в приобретении земель в Приуралье, Казахстане, Сибири и других регионах страны и переселении туда части своих соотечественников. Кроме покупки, широкое распространение получила аренда земли у местного населения.

Имея богатый хозяйственный опыт и прибыв в Башкирию с современными для того времени сельскохозяйственными орудиями труда и машинами (молотилки, жнейки, сенокосилки, многолемешные плуги, конные сеялки и т. д.), а также с семенным материалом, немцы организовали здесь образцовые хозяйства (крестьянские хуторские с компонентами кооперации).

В годы Великой Отечественной войны немецкое население Башкортостана вместе со всеми разделило тяготы военного времени. Хотя оно и не подвергалось депортации по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г., однако все взрослое население прошло через трудовую армию.

В послевоенный период, вплоть до 1956 г., немцы в республике находились на комендантском режиме и были ограничены в праве передвижения.

Война, положение немцев в военные и послевоенные годы, общие социально-экономические трудности в стране в этот период привели к снижению численности немецкого населения в 1940 -1950 годах. Вместе с тем и в этих условиях благосостояние немцев было более высоким, чем у окружающего населения, чему способствовали, как это подчеркивалось выше, их хозяйственный опыт, трудолюбие и организованность.

Материальная культура немцев представляет сложный симбиоз различных компонентов: собственно этнического слоя, сохранившегося до наших дней (многокамерная планировка жилища, – традиционная печь, система питания и т. д.) отдельных элементов украинской культуры, воспринятых на прежней родине и органически вошедших в живую ткань культуры колонистов (саманные жилища украинского типа, отдельные блюда приемы земледелия и т. д.) и новации, сложившиеся под влиянием новых экологических и социально-экономических условий, а также этнического окружения.

В духовной культуре прослеживается большая сохранность традиционных этнических, зачастую архаических характеристик, чему способствовала определенная конфессиональная замкнутость переселенцев, по вероисповеданию католиков и лютеран. Вместе с тем и в среде духовной культуры прослеживаются иноэтнические включения (украинский борщ и лапша как свадебные блюда, устройство поминальных обедов с традиционным для православных наборов блюд, распространение русского фольклора и т. д.).

В настоящее время происходит усиление этнического самосознания немецкого населения республики, возрастает интерес к национальной культуре и языку, что находит выражение в возрожде­нии фольклора, стремлении к переходу на немецкий язык в обучении детей, активизации контактов с Германией.

По Р. Г. Кузееву, В. Я. Бабенко.

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий