В старину проживал на свете старик по имени Янхыра. Он имел большие стада скота, кочевал в семи местах сразу и зимовал на пяти зимовках. Старательный человек был этот самый Янхыра, трудился днем и ночью, и потому жил в полном благополучии.
Однако пришел час — не стало Янхыры. И остался от него сын Ялбыр — вздорный хвастунишка, много ел, еще больше спал, а работать не любил и не умел. Получив от отца все его наследство, стал себе Ялбыр жить в свое удовольствие. Говорят, каждый день приглашал гостей, велел приводить к нему в дом лучших кураистов, певцов и танцоров. Словом, всяк, умеющий петь, плясать и веселиться, был у Ялбыра своим человеком в доме. И развелось у него множество друзей, каждый почем зря нахваливал щедрого хозяина – мота. Тем больше пыжился Ялбыр, надувался, как индюк. За одно хвалебное слово отдавал коня, за хвалебную песню — двух лошадей не жалел.
В конце концов, остался у Ялбыра один единственный конь и одна корова. А он все в ус не дует, не работает и много ест. А больше всего — спит.
Приходили к нему почтенные старцы рода, желали его вразумить, к делу какому-нибудь приобщить. А он и ухом не ведет, живет себе, как жил, в полное свое удовольствие.
— Братишка Ялбыр, бережнее обходись со скотиной, — говорили ему, — не ровен час без ничего останешься.
— Ну и что, если без ничего? — отвечал он, не раздумывая.
— Имей в виду, — говорили ему старики. — Добыть заново скотину тебе будет очень и очень тяжело.
А хвастунишка знай свое твердит:
— Эхе, разве скотина может перевестись? Каждый год кобыла жеребится; что ни весна корова приносит приплод. Почему же скотина должна перевестись?
Махнули на него рукой старики — бездельник есть бездельник, что с него возьмешь? — и продолжал тот жить, как и жил, не думая о последствиях.
Немного времени миновало, и остался однажды хвастун гол как сокол. Нет у него скотины, а раз нет скотины, то нет рядом и друзей-приятелей. Что теперь делать? Сел он на своего единственного коня и поехал по стране.
Едет он, едет, и выезжает однажды на то место, где табун сбился в одну кучу. У Ялбыра глаза на лоб полезли:
— Хэй, говорят, трудно добыть скотину, а она — вот где собралась!
Хотел он угнать табун к своему дому, да невесть откуда появился седобородый старик с длинной плетью в руке.
— Здравствуй, дедушка, — сказал Ялбыр старцу. — Это чей табун?
— Это табун такого-то бая.
— А сам ты кто будешь?
— Я тот, кто льет пот. Удивился Ялбыр.
— А что такое — пот?
Теперь уже удивился старик:
— Пот? Пот — это самое большое богатство в мире. Одна его капля стоит тысячи кусков золота.
Заинтересовался Ялбыр словами старика.
— А богатство это кончается?
Старик отвечает:
— Если пот на тебе не будет просыхать, то и богатство не переведется. Пот — это источник богатства.
Услышав такое, обрадовался Ялбыр. Вернулся он домой, облачился в несколько одежек и сел пить чай. Пот градом с него катит, а джигит тем больше на чай налегает, изредка отирая лицо полотенцем. Пока выпил самовар чая, выжал целую чашку пота. Потом он подсчитал, сколько капель пота набралось в той чашке, и стал ждать, когда они превратятся в золото. Весь день прождал, а перед тем как лечь спать, поглядел еще разок — нет ни золота, ни прочего богатства — пот и пот, похожий на обыкновенную водицу. Удивляется парень, пробует пот на вкус — обычная соленая вода!
— Проклятый старик, надул меня! — закричал в отчаянии Ялбыр и вдребезги разбил чашку о пол.
После этого он махнул рукой на все и зарезал своего последнего коня. Когда вышла и вся конина, у него не осталось ничего — ни кола, ни двора. Стал он голодать. Что теперь делать? Отправился снова в лес, рассчитывая там найти какую-нибудь пищу. Бродит он, бродит по лесу, только ничего не может там отыскать. Обессиленный, привалился он к какому-то дереву, стал сползать вниз от усталости да слышит вдали стук топора. Поняв, что где-то неподалеку есть живая душа, он ожил, тепло вошло в грудь. Направился Ялбыр в ту сторону, откуда доносился топор. Вышел он на полянку и видит: тот самый старик с седой бородой в поте лица рубит лес.
— Эй, старик! — кричит он ему. — Ты меня бессовестно обманул. Сколько пота я выжал из себя, только ни одна его капля не принесла мне золота и богатства.
— А что ты делал с тем потом? — спрашивает старик.
— Разбил о пол чашку, в которую набрал пот, — отвечает Ялбыр.
— Эх, глупец, глупец! — говорит старик. — Пот надобно проливать по капельке, только тогда он превращается в золото. Возьми топор и свали вот это дерево!
Ялбыр собрал последние силы и принялся рубить дерево. Едва он начал размахивать топором, как капля за каплей стал падать пот с его лба на землю. Смахнул он рукавом те капли и снова принялся бить топором по стволу дерева. Свалив наконец тополь на землю, подошел он к старику. Тот вынул из-за пазухи краюху хлеба и протянул парню:
— Возьми, съешь.
Сжал Ялбыр тот хлеб мокрыми от пота руками и тут же его съел.
— Ну что, вкусен хлеб?
— Очень вкусный!
— Потому и вкусный, что ты пролил свой пот, — говорит старик. — Вот это и есть самое дорогое сокровище на свете. Теперь ты понял?
— Понял, дедушка, понял.
— Тогда запомни: каждая капля пота, пролитая на работе, стоит тысячи крупиц золота. Чем старательнее ты будешь трудиться, тем больше пота выбьется из тебя. Тем большим счастьем ты будешь обладать.
С тех пор хвастун и бездельник Ялбыр стал работать в поте лица. И пролитые капли превращались под его руками в богатство, и стал он самым счастливым и благополучным человеком на земле.