«Ек-Мэргэн»

Сайт объявлений республики Башкортостан и г.Уфа

Одним из более значительных эпических сюжетов о борьбе народа против иноземных ханов является «Ек Мэргэн».

Хотя в целостном виде сказание это дошло до нас в литературном изложении, но оно сохранило много примет, характерных для устно-поэтической эпической традиции башкирского народа. По своему материалу «Ек Мэргэн» является памятником, относящимся к эпическому творчеству башкир западных районов. Сказание направлено против правителей Казанского ханства, конкретнее – против уплаты дани. Эпический герой Ек Мэргэн борется за избавление страны и народа из-под владычества Казанского ханства. В произведении большое значение придается освобождению народа от уплаты дани. Не случайно сразу же после вступления сообщается: «В ту пору башкиры, живущие на западе, платили дань (ясак) казанскому хану. Ек собрал этих башкир вокруг себя и избавил их от повинности платить дань».

Видный татарский поэт Муса Джалиль на основе сюжета «Ек Мэргэн» создал либретто для оперы, музыку которой написал композитор Н.Жиганов. В либретто сюжет несколько изменен. Действие оперы построено на восстании трудящегося народа вообще против ханов. Конечно, фольклорный сюжет может быть обработан в любом аспекте. И то, что опера была в целом встречена положительно, делает честь не только композитору, но и автору либретто. Создание же оперы свидетельствует о популярности данного сюжета в устно-поэтической традиции башкирского и татарского народов.

Ек Мэргэн рождается на свет девятым сыном девятого сына Тугызак-эби (бабушки). Его предки были сыновьями Тугызак-эби, жены «вождя воинов». Башкирские батыры под предводительством её мужа с боями прошли от Яика до Чулмана (Кама), освобождая народ от иноземных притеснителей и защищая от разных бедствий. Он погиб во время схватки в далеком краю, где Ак-Идель вливается в Чулман. После этого Тугызак-эби, взяв под крылышко девять своих сирот-сыновей, откочевала в долину реки Куруч. Все девять сыновей росли батырами. Отправившись в бой на девяти конях, они приводили девяносто аргамаков. И когда Тугызак-эби поставила сыновей на ноги и те уже готовились отправиться в поход на врага, ночью нагрянули воины хана и всех вырезали. Только девятая невестка со своим двухлетним сыном успевает скрыться. Сама она вскоре умирает от тоски по мужу-батыру, погибшему в схватке. Маленький ребенок, будущий батыр, остается без присмотра. За ним ухаживают добрые зайцы и милосердные птицы, и он растёт не по дням, а по часам, и к десяти годам становится настоящим богатырем. Однажды он попадает на землю, где некогда обитали его отцы и деды, и засыпает на поле.

Юный батыр, которого сумела спасти девятая невестка, пришел как раз в эти самые места и заснул, положив голову на кочку. Во сне к батыру является старец и говорит: «Эй, батыр долины Ак-Идели! Я твой дед. Подымайся, батыр! Здесь под деревом лежат лук и стрелы, оставшиеся от твоего отца. Вон на том лугу пасётся конь твоего отца, потерявший своего хозяина. Возьми лук и стрелы, оседлай коня и скачи на запад!»

Итак, старец направляет батыра на запад, под которым подразумевается Казанское ханство. Старец же дает юному батыру имя: «Зваться же ты будешь Ек Мэргэн», – говорит он. Проснувшись,. Ек Мэргэн находит лук и стрелы, садится на аргамака и скачет на запад. Собрав удальцов, он наступает на ханство и избавляет народ от уплаты дани казанскому хану.

Функции эпического героя, казалось бы, исчерпаны, и по логике событий на этом должно бы закончиться и повествование. Однако этим деятельность Ек Мэргэна не завершается. Проходят годы, и казанский хан, собрав мощное войско, объявляет ему войну. В бою гибнут все удальцы Ек Мэргэна, и он, видя это, добровольно сдаётся воинам хана. Вероятно, это идёт от литературных традиций, а не устно-поэтических: такие детали по своему духу чужды традициям эпоса.

Хан заключает батыра в каменную темницу, и лишь спустя многие годы Ек Мэргэн случайно вырывается на свободу. Дело происходит так: На озеро, куда хан выезжает на охоту, садится одинокий лебедь. Хан приказывает поймать его живым и пустить на дворцовый пруд. Но во всем государстве не находится человека, который смог бы поймать лебедя, не поранив его. Это дело пору¬чают Ек Мэргэну. Тот смеется над тем, что во всём Казанском царстве не нашлось человека, который мог бы добыть лебедя. Он считает для себя унизительным стрелять в лебедя, когда тот сидит на воде, требует, чтобы заставили его взлететь. Лебедь взмывает в небо, и Ек Мэргэн отпускает тетиву своего серебряного лука: стрела выбивает три пера из крыльев птицы, и лебедь, не в силах дальше лететь, опускается на берег озера.

Конечно, это нужно рассматривать как своеобразный подвиг, победу Ек Мэргэна. Будучи пленником, он, оказывается, стоит выше всех ханских приближенных батыров и самого хана, иначе говоря, всего его царства. Поэтому хан дает ему свободу и предоставляет возможность вернуться на родину. Несмотря на отдельные противоречивые места, по своему идейному содержанию «Ек Мэргэн» примыкает к той серии эпических сюжетов, в которых отражается многовековая борьба народа против иноземного владычества, и обогащает наше представление об эпическом репертуаре этого периода.

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий