Даут Юлтый – один из основоположников башкирской литерагуры. Многочисленные поэтические произведения, роман «Кровь», десягки лучших рассказов и очерков, около десяти драматических произведений и популярная пьеса «Карагул» – основное литературное наследие этого писателя.
Даут Юлтый родился в 1893 году в ауле Юлтый Оренбургской губернии в бедной многодетной крестьянской семье. Отец и мать всю жизнь были батраками у помещика. И маленькому Дауту очень рано пришлось испытать трудности подневольного труда
Начальной грамоте Даута научил отец, он же пробудил в мальчике негасимую любовь к книгам. Несколько лет учился Даут в родном ауле, затем в соседнем Сорочинском медресе. Способный к учёбе, Даут стремился попасть в большое медресе Оренбурга или Уфы, но нищета не дает ему возможности осуществить свою мечту. С целью дальнейшей учебы он на некоторое время уходит на заработки в Казахстан, а потом работает учителем в родном ауле.
Размышления молодого Юлтыя о судьбе обездоленного народа вызывали в нём чувство страдания. «Горькую печаль выпивая, стонет моя душа и днем и ночью», – с тоской писал он в стихотворении «Мглистые дни». Но поэт не впадал в отчаяние, он верил в силы народа и с надеждой смотрел в будущее. В стихотворении 1909 года «Собирайтесь, друзья» он пишет:
Друзья, сходитесь, собирайтесь -
Нас ждут великие дела.
Сомкнуть ряды тесней старайтесь -
Совет держать пора пришла
Первая мировая война внесла большие перемены в жизнь и творчество Д. Юлтыя. Осенью первого года войны его мобилизуют в армию, и вскоре он попадает на фронт. Три года окопной жизни, несомненно, сказались на мировоззрении и творчестве поэта. Он выступает против империалистической войны. В 1915 году он пишет стихотворение «Кровавый базар». Поэт осознаёт, что эта бойня не нужна простому человеку, что эта война – кровавый торг Он ещё не называет тех, кто наживается на человеческой крови, но уже правильно понимает суть войны, верно ставит вопросы: «Трагичен базар тот кровавый. Но кем он открыт? Для кого? Для чьей же наживы и славы Товар здесь со света всего?»
К февральской революции Даут Юлтый пришел идейно закаленным. А после февральских событий он активно включается во фронтовые политические дела: участвует в создании военных комитетов, формировании мусульманских рот, выборах солдатских делегатов, в проведении различных собраний и митингов.
В начале 1918 г. Юлтый возвращается в родные края. Он полон сил и надежды, веры в счастливое будущее народа. Он призывает своих земляков к борьбе за лучшую жизнь. Страстный голос поэта особенно сильно звучит в стихотворении «Седлай коня, батыр». Образ солдата из этого произведения, представшего отважным всадником с острой саблей в руке, по существу, был тесно связан с идеальным героем народа – батыром с алмазным мечом в руке, оседлавшим белого коня – Акбузата.
Даут Юлтый искренне желал служить народу. Когда в 1918 году его упрекнули в том, что он печатает свои произведения в самых разных изданиях, а не только в газете большевиков, он ответил, что поэт должен служить народу, а не какой-либо партии. Но, как известно, судьба распорядилась иначе – служить народу без служения партии большевиков было невозможно.
Даут Юлтый активно участвует в создании новых общественных отношений. В 1919-1920 годах он одновременно работал редактором газеты «Кызыл батыр» в городе Стерлитамаке, инструктором школьного отдела политуправления Башкирского военного комиссариата, литературным консультантом Башкирского государственного театра драмы, заведующим отделом издательства в Башкирском обкоме партии. Его литературное творчество было тесно связано с многогранной общественной и журналистской деятельностью.
В 1921 г. Д. Юлтый назначается редактором газеты «Башкортостан», организует издание журналов «Яны юл» («Новый путь»), «Белем» («Знание»).
В том же 1921 г. в Стерлитамаке Башкирское государственное издательство выпустило в свет первую книгу Даута Юлтыя «Мелодии Урала».
Мысли и чаяния трудового народа, пафос созидания составляют основной мотив поэзии Даута Юлтыя 20-х годов. Он упорно старается поднять идейно-эстетический уровень поэзии: вводит новые темы, новых героев, настойчиво ищет соответствующие эпохе поэтические формы. Он пишет о молодежи, отдающей все свои силы борьбе за новый мир, мечет разящие сатирические стрелы в пережитки старого, особенно яростно клеймит религию; не оставляет без внимания ни одно важное событие, происходящее в стране и на международной арене.
Естественно, что в процессе поисков были не только удачи, но и промахи. Было написано немало «проходных» стихов. Позднее Д. Юлтый об этом говорил: «Когда я приехал в Стерлитамак и ушёл с головой в газетную работу, мои стихи вновь обрели «кампанейский» характер. В то время проводились бесчисленные политические кампании. А к каждой кампании требовалось выпустить специальный номер. По обычаю тех лет присутствие стихотворения в таком номере – закон. Если под рукой не окажется соответствующего произведения, то сам, не боясь уронить свое редакторское достоинство, прямо в типографии садишься писать стихи.
Стихотворение не дописано, не собрано, а верстка продолжается -для стихов оставлено место… В то время стихи большей частью писались именно в таких условиях». Из слов Юлтыя видно, почему стихи, приуроченные к разного рода хозяйственно-политическим кампаниям, не могли подняться до высокого художественного уровня. Однако в то время они сыграли свою положительную роль, а некоторые из них и ныне интересны как голос той эпохи.
Вскоре поэзия Даута Юлтыя зазвучала более эмоционально: в гулах заводов и фабрик, в звуках развернувшегося над страной трудового утра поэт слышит мощную победную симфонию; он радуется дуновению ветра, принёсшего с полей запахи изобилия; любуется воодушевленной работой молодого рабочего, поздравляет хлебороба с отличными результатами его труда. Восхищается тем, что мощные тракторы вытесняют с пашен старинную соху, веками мучившую крестьянина и землю. Сквозной темой поэзии Юлтыя стал свободный труд, заметно обогативший его палитру реалистическими деталями и разнообразными средствами изобразительности. Особенно стихотворение «Прочь с дороги, старая соха, – трактор идет», близкое по стилю народному кубаиру, обрело популярность у башкирского населения и вошло в обиход наравне с произведениями устно-поэтического творчества народа, а отдельные его строки стали крылатыми выражениями. Однако с усилением реалистических тенденций в поэзии Юлтыя не исчезли свойственные его поэтической манере романтические черты. Наоборот, романтизм в его творчестве, обретая новые качества и формы, становится более органичным.
В сборниках стихов и поэм Юлтыя «Современная поэма» (1932), «Сегодня» (1933), как видно и из самих названий, центральное место занимает тема современности – строительство нового общества в Башкирии. Революционная романтика поэзии Юлтыя, одухотворенная героикой и энтузиазмом первых пятилеток, органично входит в новый творческий метод. Идейно-эстетические установки и творческие устремления Даута Юлтыя в освещении темы современности более успешно были реализованы в его поэмах созданных в 30-е годы.
Новые герои пятилетки впервые получили живое воплощение в поэме «Майсара» (1930), где автор в картинах ударного труда одного крупного завода сумел передать творческий энтузиазм Салмана и Майсары – типичных представителей рабочего класса. Поэма «Сказка о нефти» (1932) является вдохновенным откликом поэта на первый нефтяной фонтан близ небольшого башкирского аула Ишимбай. В начале 1933 г. Юлтый завершает поэму «Айсылу», в которой отражена борьба в деревне в годы коллективизации.
Даут Юлтый был не только поэтом-лириком, но и прозаиком и драматургом. Роман «Кровь» – лучший довоенный башкирский роман, а историческая драма «Карагул» – первое значительное достижение башкирской драматургии. Работал он и в малых жанрах – это рассказы «Маленький Кутуш» , «Философия Тимеркая», «Умат» и другие.
Даут Юлтый искренне верил в созидательные силы народа, главным делом для него была борьба за освобождение народа от гнёта. «Народ должен быть свободным и счастливым» – это сквозная мысль всех его произведений. Однако служение народу, к сожалению, не являлось достоинством для тех, кто руководил страной в ту историческую эпоху. В 1938 году Даут Юлтый был расстрелян. (По Г Хусаинову.)