Даут Юлтый

16.07.2010 | Категории: Башкирская литература

Сайт объявлений республики Башкортостан и г.Уфа

Даут Юлтый – один из основоположников баш­кирской литерагуры. Многочисленные поэтические произведения, роман «Кровь», десягки лучших рассказов и очерков, около десяти драматических произведений и популярная пьеса «Карагул» – ос­новное литературное наследие этого писателя.

Даут Юлтый родился в 1893 году в ауле Юлтый Оренбургской губернии в бедной многодетной крестьянской семье. Отец и мать всю жизнь были батраками у помещика. И маленькому Дауту очень рано пришлось испытать трудности подневольного труда

Начальной грамоте Даута научил отец, он же пробудил в маль­чике негасимую любовь к книгам. Несколько лет учился Даут в родном ауле, затем в соседнем Сорочинском медресе. Способный к учёбе, Даут стремился попасть в большое медресе Оренбурга или Уфы, но нищета не дает ему возможности осуществить свою мечту. С целью дальнейшей учебы он на некоторое время уходит на заработки в Казахстан, а потом работает учителем в родном ауле.

Размышления молодого Юлтыя о судьбе обездоленного народа вызывали в нём чувство страдания. «Горькую печаль выпивая, стонет моя душа и днем и ночью», – с тоской писал он в стихотво­рении «Мглистые дни». Но поэт не впадал в отчаяние, он верил в силы народа и с надеждой смотрел в будущее. В стихотворении 1909 года «Собирайтесь, друзья» он пишет:

Друзья, сходитесь, собирайтесь -
Нас ждут великие дела.
Сомкнуть ряды тесней старайтесь -
Совет держать пора пришла

Первая мировая война внесла большие перемены в жизнь и творчество Д. Юлтыя. Осенью первого года войны его мобилизуют в армию, и вскоре он попадает на фронт. Три года окопной жизни, несомненно, сказались на мировоззрении и творчестве поэта. Он выступает против империалистической войны. В 1915 году он пи­шет стихотворение «Кровавый базар». Поэт осознаёт, что эта бойня не нужна простому человеку, что эта война – кровавый торг Он ещё не называет тех, кто наживается на человеческой крови, но уже правильно понимает суть войны, верно ставит вопросы: «Тра­гичен базар тот кровавый. Но кем он открыт? Для кого? Для чьей же наживы и славы Товар здесь со света всего?»

К февральской революции Даут Юлтый пришел идейно зака­ленным. А после февральских событий он активно включается во фронтовые политические дела: участвует в создании военных ко­митетов, формировании мусульманских рот, выборах солдатских делегатов, в проведении различных собраний и митингов.

В начале 1918 г. Юлтый возвращается в родные края. Он полон сил и надежды, веры в счастливое будущее народа. Он призывает своих земляков к борьбе за лучшую жизнь. Страстный голос поэта особенно сильно звучит в стихотворении «Седлай коня, батыр». Образ солдата из этого произведения, представшего отважным всадником с острой саблей в руке, по существу, был тесно связан с идеальным героем народа – батыром с алмазным мечом в руке, оседлавшим белого коня – Акбузата.

Даут Юлтый искренне желал служить народу. Когда в 1918 году его упрекнули в том, что он печатает свои произведения в самых разных изданиях, а не только в газете большевиков, он от­ветил, что поэт должен служить народу, а не какой-либо партии. Но, как известно, судьба распорядилась иначе – служить народу без служения партии большевиков было невозможно.

Даут Юлтый активно участвует в создании новых обществен­ных отношений. В 1919-1920 годах он одновременно работал ре­дактором газеты «Кызыл батыр» в городе Стерлитамаке, инструк­тором школьного отдела политуправления Башкирского военного комиссариата, литературным консультантом Башкирского госу­дарственного театра драмы, заведующим отделом издательства в Башкирском обкоме партии. Его литературное творчество было тесно связано с многогранной общественной и журналистской дея­тельностью.

В 1921 г. Д. Юлтый назначается редактором газеты «Башкорто­стан», организует издание журналов «Яны юл» («Новый путь»), «Белем» («Знание»).

В том же 1921 г. в Стерлитамаке Башкирское государственное издательство выпустило в свет первую книгу Даута Юлтыя «Ме­лодии Урала».

Мысли и чаяния трудового народа, пафос созидания состав­ляют основной мотив поэзии Даута Юлтыя 20-х годов. Он упорно старается поднять идейно-эстетический уровень поэзии: вводит новые темы, новых героев, настойчиво ищет соответствующие эпохе поэтические формы. Он пишет о молодежи, отдающей все свои силы борьбе за новый мир, мечет разящие сатирические стрелы в пережитки старого, особенно яростно клеймит религию; не оставляет без внимания ни одно важное событие, происходящее в стране и на международной арене.

Естественно, что в процессе поисков были не только удачи, но и промахи. Было написано немало «проходных» стихов. Позднее Д. Юлтый об этом говорил: «Когда я приехал в Стерлитамак и ушёл с головой в газетную работу, мои стихи вновь обрели «кам­панейский» характер. В то время проводились бесчисленные поли­тические кампании. А к каждой кампании требовалось выпустить специальный номер. По обычаю тех лет присутствие стихотворе­ния в таком номере – закон. Если под рукой не окажется соответ­ствующего произведения, то сам, не боясь уронить свое редактор­ское достоинство, прямо в типографии садишься писать стихи.

Стихотворение не дописано, не собрано, а верстка продолжается -для стихов оставлено место… В то время стихи большей частью писались именно в таких условиях». Из слов Юлтыя видно, почему стихи, приуроченные к разного рода хозяйственно-политическим кампаниям, не могли подняться до высокого художественного уровня. Однако в то время они сыграли свою положительную роль, а некоторые из них и ныне интересны как голос той эпохи.

Вскоре поэзия Даута Юлтыя зазвучала более эмоционально: в гулах заводов и фабрик, в звуках развернувшегося над страной трудового утра поэт слышит мощную победную симфонию; он радуется дуновению ветра, принёсшего с полей запахи изобилия; любуется воодушевленной работой молодого рабочего, поздрав­ляет хлебороба с отличными результатами его труда. Восхищается тем, что мощные тракторы вытесняют с пашен старинную соху, веками мучившую крестьянина и землю. Сквозной темой поэзии Юлтыя стал свободный труд, заметно обогативший его палитру реалистическими деталями и разнообразными средствами изобра­зительности. Особенно стихотворение «Прочь с дороги, старая соха, – трактор идет», близкое по стилю народному кубаиру, об­рело популярность у башкирского населения и вошло в обиход наравне с произведениями устно-поэтического творчества народа, а отдельные его строки стали крылатыми выражениями. Однако с усилением реалистических тенденций в поэзии Юлтыя не исчезли свойственные его поэтической манере романтические черты. На­оборот, романтизм в его творчестве, обретая новые качества и формы, становится более органичным.

В сборниках стихов и поэм Юлтыя «Современная поэма» (1932), «Сегодня» (1933), как видно и из самих названий, цен­тральное место занимает тема современности – строительство но­вого общества в Башкирии. Революционная романтика поэзии Юлтыя, одухотворенная героикой и энтузиазмом первых пятиле­ток, органично входит в новый творческий метод. Идейно-эстети­ческие установки и творческие устремления Даута Юлтыя в осве­щении темы современности более успешно были реализованы в его поэмах созданных в 30-е годы.


Новые герои пятилетки впервые получили живое воплощение в поэме «Майсара» (1930), где автор в картинах ударного труда од­ного крупного завода сумел передать творческий энтузиазм Сал­мана и Майсары – типичных представителей рабочего класса. По­эма «Сказка о нефти» (1932) является вдохновенным откликом по­эта на первый нефтяной фонтан близ небольшого башкирского аула Ишимбай. В начале 1933 г. Юлтый завершает поэму «Айсылу», в которой отражена борьба в деревне в годы коллективиза­ции.

Даут Юлтый был не только поэтом-лириком, но и прозаиком и драматургом. Роман «Кровь» – лучший довоенный башкирский роман, а историческая драма «Карагул» – первое значительное достижение башкирской драматургии. Работал он и в малых жан­рах – это рассказы «Маленький Кутуш» , «Философия Тимеркая», «Умат» и другие.

Даут Юлтый искренне верил в созидательные силы народа, главным делом для него была борьба за освобождение народа от гнёта. «Народ должен быть свободным и счастливым» – это сквоз­ная мысль всех его произведений. Однако служение народу, к со­жалению, не являлось достоинством для тех, кто руководил стра­ной в ту историческую эпоху. В 1938 году Даут Юлтый был рас­стрелян. (По Г Хусаинову.)

Поделиться с друзьями

Отправить комментарий