Баязит Гаязович Бикбаев большой многогранньй талант, гордость башкирской литературы, крупный представитель национальной творческой интеллигенции, внесший огромный вклад в развитие башкирской культуры. Глядя на пройденный им творческий путь, поражаешься исключительной трудоспособности этого большого человека, необычайной активности и интенсивности его трудового пути. Он очень много сделал для башкирской национальной культуры, но в быту оставался спокойной, скромной и неброской личностью.
Именно о таких, как Б Бикбай, писал крупный башкирский поэт Даут Юлтый:
Глубокая река течет бесшумно,
Мелководные текут журча
Б. Бикбай был подобен полноводной, глубокой реке. Природа щедро одарила его талантом. И этот свой талант писатель всецело посвятил служению родному народу. Если башкирское театральное искусство завоевало большую популярность и любовь у зрителя, то в этом есть заслуга и Б. Бикбая. В тридцатых годах, когда театр переживал репертуарный голод, он «ласточкой» влетел на сцену. Он же породнил с театральным миром Салавата-батыра, Кахым-туру. Из-под пера его вышли такие исторические драмы, как «Карлугас» («Ласточка»), «Салават», «Кахым-тура», историко-революционная драма «Лебединая песня», пьеса «Родина зовет» и другие.
Целый период развития башкирской оперы связано с именем Б. Бикбая. Создание опер «Салават Юлаев», «Кодаса», «Азат», «Шаура», «Современники» шло при его участии: он написал либретто для этих опер.
В стремительном развитии башкирской поэзии также есть заслуга Б. Бикбая. Его имя стоит рядом с именами таких больших и самобытных поэтов, как Р. Нигмати и Г. Салям Одной только поэмой «Земля» он поднял на целую ступень нашу поэтическую культуру.
Если мы сегодня говорим, что башкирская проза находится в расцвете, а лицо нашей литературы определяют романы, то и здесь с гордостью вспоминаем имя Б. Бикбая и его роман «Когда разливается Акселян», повести «Аксэскэ», «Живые родники». «Солнечный день» и многочисленные рассказы, очерки. Поэт, драматург, прозаик, заслуженный деятель искусств Башкортостана Б. Бикбай внес неоценимый вклад в создание искусства, достойного советской эпохи.
Название последней книги Б Бикбая – «Живые родники». Это символично, ибо все его творчество для нашей литературы является живым родником Этот образ олицетворяет те прекрасные традиции, которые он сам создал. Писатель постоянно задумывался об исторической судьбе своею народа, событиях и личностях. В этих раздумьях и заключается основа творчества Баязига Бикбая. История для писателя быта живым родником.
Историческая тематика закрепляется в его творчестве поэмой «Земля» (1936). В этой высокоидейной, наполненной гражданским пафосом поэме уже ясно сформировалась идейно-художественная концепция поэта. Фактически «Земля» стала поэтическим кредо писателя. В каждом более или менее известном произведении, появившемся после «Земли», Б. Бикбай неуклонно развивал эту тему.
В последующие годы Б. Бикбай много стихотворений и поэм посвятил глубочайшим социальным изменениям в жизни страны. Стихотворения последних лет наполнены философским содержанием. Они просты по форме, близки к народным песням. В них чувствуется мудрость прожившего долгую жизнь большого человека, острога чувства времени
Писатель не только задумывается о том вечном движении, вечной жизни, но его беспокоят и судьбы отдельных личностей, их будущее. «Человеческие жизни похожи на дороги. На свете имеется бесконечное множество дорог. Временами они соединяются, расходятся и уходят по своим направлениям», – пишет Б. Бикбай в повести «Аксэскэ». Автор человеческую жизнь и неповторимость судеб сравнивает с дорогами. Такой эпический образный параллелизм дает основания для некоторого абстрагирования конкретного содержания того или иного образа и для глубоких обобщений. Такие раздумья о жизни человеческой характерны для каждого про изведения Б. Бикбая. Роман «Когда разливается Акселян» явился результатом этих раздумий писателя. Это произведение от романов тридцатых годов отличается своей конкретной картинностью, построением сюжета по глубоко продуманной конфликтной ситуации, сохранением в композиции своеобразной симметрии, отражающей борьбу двух противоборствующих групп, а от послевоенных – избавлением от излишнего биографичности в повествовании.
Каждый писатель в своем произведении, вернее, в своем творчестве создает и свой образ, свой духовный мир, духовный портрет. Этот портрет, этот образ возникает через отношение писателя к миру, через понимание его и анализ. В творчестве Б. Бикбая автор сам предстает перед нами не только как своеобразный писатель, но и как мыслитель, историк, этнограф, как крупный знаток фольклора и самое главное – как патриот своего народа, своей страны. Поэтому его произведения, как живые родники, утоляя духовную жажду читателей, будут жить очень долго; непременно сбудется его желание, высказанное им в завершающих строках автобиографической повести «Живые родники»; «Только бы мои мысли, как родник, бьющий из-под камня, не переставал течь, только бы они были чистыми!..». (По А. Вахитоеу.)