Ахияр Хасанович Хакимов (Ахияр Хаким) родился 23 августа 1929 года в деревне Яны Янбек Белебеевского кантона (ныне Давлекановского района) РБ. Учился в Давлекановском педагогическом училище, Московском государственном университете имени Ломоносова, окончил аспирантуру Института мировой литературы имени Еорького. Участник Великой Отечественной войны. Работал учителем в Узбекистане, был директором школы в Кармаскалинском районе, заместителем главного редактора журнала «Агидель». В 1967-1992 гг. – член редколлегии и редактор отдела редакции «Литературной газеты». Кандидат филологических наук.
Заслуженный работник культуры России имени Еорького, Лауреат Государственной премии России, премии башкирского, комсомола имени Г. Саляма, премии имени С. Юлаева (1984).
Новый роман Ахияра Хакима, напечатанный в 1997 году в роман-газете «Аркайым», называется «Караван». Собирательный образ каравана олицетворяет собой не только торгово-экономические контакты между странами, но и тесные взаимоотношения народов в культурно-духовной сфере. «С той самой поры, когда началась жизнь на земле, – пишет автор, – веками из страны в страну идут караваны знаний, просвещения. Пройдут еще много столетий, все новые и новые поколения сменятся, а караваны все будут идти вперед. Ибо суть человеческого- прогресса, закон жизни состоит в общении между людьми, в контактах между народами … Сколько бы ни старались, остановить караваны невозможно». А караваны оставляют следы, и по ним можно достоверно восстановить древнейшие истории тех или иных народов, возродить историческую память. И в своем новом произведении Ахияр Хаким с большой художественной силой показывает, что наши прадеды и в годы завоевательных походов грозного Хромого Тимура не были отсталым народом, а были полноправными и деятельными участниками мировой общественной жизни во всех её сферах.
В этом композиционно очень интересно построенном романе, состоящем как бы из двух повестей вперемешку, перед взором читателей проходят два кратковременных периода различных эпох – конец XIV и тридцатые годы XX веков. Пристальное внимание к конкретному краткому отрезку времени и конкретным событиям характерно не только данному, но и другим историческим произведениям писателя. В романах «Звон домры» и «Кожаная шкатулка» события разворачиваются за краткий период времени в том или другом родовом подразделении племен, но освещаются на общем фоне народной жизни и на фоне событий евразийского континента начала XV века. Так достигается масштабность повествования, а образы главных героев на этом фоне раскрываются более полно и ярче. В «Кожаной шкатулке» и в «Звоне домры» автором проводится сквозная идея единства и сплоченности народа как главное условие его прогресса и процветания.
Ахияр Хаким свою литературную деятельность начал с критических статей и рассказов, затем перешел к повестям. И как раз в этом жанре раскрылся он как писатель. В повестях «Гульбика», «Птицы перелетные», «Байга», «Мост», «Свадьба», «Хромая волчица», «Алтынсэс» и других автор обращается к событиям войны 1941-1945 годов и к жизни современного села, поднимает проблемы морально-этического плана, но главное — выступает как тонкий исследователь психологии и характера людей своего поколения. В этом плане большой интерес представляет образ главной героини,Танхылыу в романе «Куштиряк». Мы видим как писатель ненавязчиво вводит своих читателей во внутренний мир красивой и передовой доярки села и мастерски показывает разрушающее влияние действительности на развитие характера Танхылыу, что даже «прозорливый» парторг колхоза ничего не в силах изменить, хотя и первым замечает происходящие в ней изменения.
В девяностых годах Ахияр Хаким создал романы «Млечный путь», «Ураган», «Нет спасения от бури» и повесть «Эшелон», в которых центральное место отведено образам людей с трагической судьбой в условиях общественной жизни с тоталитарным режимом. В них проблемы политической, духовной и личностной свободы приобретают общечеловеческую значимость.