Народный художник Башкортостана Мухамед Арсланов является одним из основоположников башкирского театрально-декорационного искусства, им оформлено более двухсот спектаклей. Многие его работы хранятся в фондах Государственного Центрального театрального музея имени Бахрушина в Москве и Художественного музея имени Нестерова в Уфе, в Государственной Третьяковской галерее
Мухамед Нуриахметович Арсланов родился 15 февраля 1910 года в деревне Мамяк Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне Кушнаренковский район РБ) Окончил Уфимский техникум искусств В 1931-1934 гг. учился в институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Ленинграде.
В 1934 году молодой художник возвращается в Башкирию, проработав полгода в Башкирском театре драмы в Уфе едет в Бай-мак Вместе с режиссером К. Бакировым он осуществляет постановку спектаклей «Хакмар» С Мифтахова, «Карагол» Д. Юлтыя, «Ала-Тау» А. Тагирова. Кумирами Арсланова были художники Врубель и Сезанн Врубель поражат масштабностью фантазии, Сезанн монументальной формы, и оба художника были волшебниками цветам, великими мастерами колорита.
Молодой художник ищет свои пути На сохранившемся эскизе декорации Арсланова к спектаклю «Хакмар» изображён интерьер башкирской избы. Тёплые высветленные красные тона его убранства передают красочное своеобразие деревенского быта. Над низкой линией потолка традиционного павильона развёрнут немногословный живописный задник: затянутое тучами серое небо и оголённое дерево, передающее настроение тревожных лет начала коллективизации деревни.
С 1938 года по 1980 год Мухамед Арсланов – главный художник Башкирского государственного театра оперы и балета В 1942 году он оформляет пьесу Б. Бикбая «Салават». Преодолевая режиссерское требование натурно правдоподобия оформления, художник борется за обобщённый художественный образ в декорации. В работе над эскизами художник идёт от главной идеи произведения. Декорации, по мнению художника, должны не создавать иллюзию правдоподобности, а выражать всем своим художественным решением идею и дух произведения. Именно эта идея, воплощённая художником в своих работах, позволило декоративное оформление постановок поднять на уровень высокого искусства
Венцом работы над национальным музыкальным спектаклем у Арсланова стали его прославленные декорации к балету Л. Степанова «Журавлиная песнь».
Навеянный старинными легендами образ, созданный композитором с использованием народных песенных мелодий, вдохновил художника на высокую поэзию декорации. Она пронизывает, как всегда у Арсланова, простые, с детства милые сердцу мотивы природы: камышовые заросли, девственный лес, цветущие степи. Уральская природа с её контрастами суровых и нежных форм и красок, выраженными особенностями времен года, с её необычайной цветовой насыщенностью получает в этих эскизах полифоническое звучание.
Арсланов говорит, что начинает работу над оформлением спектакля со слушания музыки, первого эмоционального ощущения произведения, эпохи, характера героев, их отношений. Тогда он делает первые наброски будущей декорации. Постепенно вызревает зрительный образ спектакля, её детали: нежная белая береза на фоне синеющей гряды холмов или кустик цветущею шиповника на фоне тёмной, бархатной зелени пихты.
Гармоническое композиционное и живописное решение оформления спектакля «Биржан и Сара» казахского композитора М. Тулебаева свидетельствует о широте восприятия и оригинальном мышлении художника, о талантливой интерпретации средствами изобразительного искусства музыкально-драматической основы произведения, о проникновенном понимании духовной жизни родственного башкирам народа.
В истории театрально-декорационного искусства творчество М. Н. Арсланова – явление выдающееся и неповторимое. Ею деятельность способствовало появлению в республике школы театрально-декорационного искусства. К каждому спектаклю он подходил как мыслитель и поэт, постигший драматизм истории борьбы народа за свободу, полный любви к человеку, к природе. Творчество Мухамеда Арсланова – огромный мир, богатый и сложный. Творение драматурга и композитора, работа режиссёра и актёров органично дополнялись им искусством декорации.
По Г Пикуновой