Загир Гарипович Исмагилов родился 8 января 1917 года в деревне Урге Сермен Верхне-Уральского уезда Оренбургской губернии (ныне Белорец-кий район Башкортостана).В лучших лирических произведениях Исмагилова основная мелодия отличается большой емкостью и выразительностью. Эти качества своего творчества, навеянного башкирскими мотивами, Исмагилов демонстрирует в таких замечательных песнях: «Был-былым» на слова Я. Кулмыя, являющаяся образцом любовной песни; романс «Я люблю» на слова К. Даяна, звучащий как торжество радостного прекрасного чувства; песня «Родная земля» на слова X. Гиляжева, воплощающая чувство сыновней любви к отчизне; романс «Родине моей» на слова Б. Бикбая – воспринимаемый как рассказ о родине; романс «Лунная дорога» на слова Мустая Карима, согретый пленительной задушевностью.
Излюбленная тема Исмагилова – тема природы, образы родного Урала… Восхищением картинами природы проникнуто немало поэтических страниц музыки Исмагилова, в том числе скрипичные и фортепианные миниатюры. Но наиболее полное выражение образы природы получили в песнях композитора, прежде всего в вокальном цикле «Урал мой», написанных в разные периоды: «Ах, Урал мой» (слова Б. Бикбая), «Горный ручей», «Хвала Уралу» (слова К. Даяна). «Песни гор», «Поднялся я на вершину Урала» (слова Н. Наджми), «Не забыть мне долин гор уральских» (слова Г. Зайнашевой), «Моя Родина-Урал» (слова Салавата Юлаева).
Большим событием в культурной жизни республики явилась национальная историко-героическая опера «Салават Юлаев».
Мелодическое богатство – главное достоинство оперы «Салават Юлаев», написанной композитором в 1954 году на либретто Баязита Бикбая. Тема оперы-дружба русского и башкирского народов, закаленная в огне обшей борьбы против угнетателей. Работая над оперой, авторы использовали интересные исторические документы, в том числе один из указов Пугачева.
В тексте либретто Б. Бикбаем использованы стихи, сохранившиеся в памяти народа как произведения Салавата. Таково, например, ариозо Салавата из седьмой картины: «Поскакал бы я, да впереди болото, стрелял бы я, да стрел мало у меня, осмотрюсь кругом – мало у меня надежных людей».
В ариях Салавата, по широте мелодического дыхания близких башкирской народной песне, в его выступлениях в ансамблях и хоровых сценах удачно раскрыта кровная связь героя с родным народом. Живо написаны массовые сцены, в которых многообразную характеристику получают не только башкиры, но и другие участники пугачевского движения (русские, татары). Выразительны музыкальные портреты Юлая и его жены Кюнбикэ, верной подруги Салавата – нежной и самоотверженной Аминэ, молодого воина Муталлапа, старого, мудрого Сурамана, коварного Бухаира, злобного Колыя Балтасова и других действующих лиц. Полностью главенствует в опере вокальное начало, однако важную музыкально-драматургическую роль выполняет и оркестр, партия которого насыщена лейтмотивами и весьма колоритна.
Талантливая, ярко национальная по музыке опера «Салават Юлаев» – не только творческий успех Исмагилова. Эта опера безусловно является одним из первых камней в фундаменте прекрасного здания башкирской профессиональной музыкальной культуры. За создание оперы «Салававт Юлаев» в 1955 году Загир Исмагилов удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1959 году он пишет музыкальную комедию «Кодаса» – первое национальное произведение этого жанра. В основе сюжета конфликт между старым и новым в жизни башкирской деревни начала тридцатых годов, борьба с пережитками прошлого в сознании людей…
В простеньком сюжете композитор нашел милые своему сердцу возможности. Творчески претворив темы народных напевов, Исмагилов создал поэтические картины природы, нарисовал характеры. Мы видим и прямодушного, пылкого, но не в меру застенчивого деревенского парня Басыра, и вездесущего вожака Ильяса, угловатого, с лисьими повадками муллу, самодовольного, хитрого Яппара. Метко и правдиво обрисованы в комедии любвеобильная вдовушка Шамсия и легкомысленная, ограниченная жена Яппара – Махмуза… Но особенно впечатляет музыкальная характеристика Назы. Она увлекательно и ярко раскрывает образ юной девушки, мечтательной, несколько кокетливой и своенравной.
После веселого, комического жанра Исмагилов снова приглядывается к исторической теме, избрав сюжетом старинную легенду и фабулу песни «Шаура». Его соавтором, как и в первой опере «Салават Юлаев» и музыкальной комедии «Кодаса», стал поэт Баязит Бикбай. Поэзия Бикбая вновь вдохновила Исмагилова на создание крупного полотна – третьего по счету музыкально-сценического произведения.
Но речь теперь шла не о героической опере. Вновь обратившись к сюжету из прошлого башкирского народа, Исмагилов стремился воплотить глубокую и правдивую драму человека, павшего жертвой сил зла определенной исторической эпохи. Авторы отдали предпочтение романтическим мотивам, связанным с конкретной легендой. Ведущей в опере «Шаура» оказалась лирическая линия; героическое начало послужило социально-историческим фоном, на котором развертывалась личная драма основных действующих лиц. Поэтому-то в центре внимания композитора -мелодия, емкая и развитая вокальная партия как основной и решающий принцип выразительности средств его оперы. Через песню, средствами выразительности песенной мелодии, композитор решил передать все многообразие чувств действующих лиц, показать все изменения их душевного состояния.
В народе живет подлинная песня о Шауре. Эту фольклорную мелодию композитор вложил в уста героев своей оперы. Этот музыкальный образ постоянно сопровождает их, появляясь то в вокальной партии, то в оркестре. Уже первая ария Акмурзы, обращенная к любимой, создает тонкий музыкальный портрет обаятельной Шауры… Из тем и интонационного строя народной песни происходят и другие арии и сцены Акмурзы, обобщенно и поэтично раскрывающие глубокие чувства героя оперы. Выразительной силе народной песни не изменяет композитор и тогда, когда из мира лирических переживаний героев и драматических столкновений переходит к жанрово-бытовым сценам. Чудесна, например, в своей бесхитростной простоте картина пира приспешников Яубики, где композитором очень удачно использован старинный плясовой напев «Перовский»… Красочно и рельефно выписана фигура коварного и хитрого хальфи (мусульманского учителя) Сахи. Оригинальны в своем восточном колорите его куплеты в четвертой картине. И в мелодии и в гармонии композитором уловлено характерное своеобразие тюркской народной песни.
Однако не быт и не характерный стиль увлекают в этом произведении художественные симпатии композитора. Его воображение взволновано трагической судьбой народа в условиях феодально-патриархального строя. Из всех выразительных средств оперного композитора он склонен выбирать, прежде всего, напряженно-драматические. Самое сильное впечатление в опере Загара Исмагилова «Шаура» производит финальная сцена – глубоко проникновенная ария-плач Шауры над телом Акмурзы. Впервые в башкирской оперной музыке 3. Исмагилов нашел суровый колорит, ассоциирующийся с образом рока.
Опера «Шаура» многим обязана сокровищам башкирской народной музыки. Но и сама она стала важным событием в развитии профессиональной музыки Башкирии. А на творческом пути Загира Исмагилова она знаменует большой этап. Опера свидетельствует о непреклонной решимости 3. Исмагилова последовательно и плодотворно овладевать высотами реалистического творчества, творить монументальные произведения, воплощающие лучшие традиции народного искусства и оплодотворенные глубокой идейностью содержания, поисками новых выразительно-изобразительных средств. (По Ш. Месягутоеу, Н. Шумской.).