Рашит Мухаметбареевич Нурмухаметов

Сайт объявлений республики Башкортостан и г.Уфа

Творчество вы­дающегося художника Рашита Нурмухаметова неразрывно связано с родным Башкортостаном, с прекрасными людьми республики. Великолепный портретист и мастер жанровой живописи, он внес огромный вклад в развитие изобразительного искусства башкир­ского народа, активно способствовал признанию национальной живописи на международной арене.

Ещё в студенческие годы Нурмухаметов создаёт первые твор­ческие работы, становится участником выставок «Художники РСФСР». К числу ранних работ художника относится «Портрет Сагита Агиша» (1953) – известного башкирского писателя. Ли­шённый каких-либо элементов парадности портрет красив своей простотой, глубиной образного звучания. Скромна цветовая гамма -градации серебристо-синих, коричневых тонов. Естественна композиция, запечатлевшая писателя в минуты отдыха. Вместе с тем, ощущением духовной значимости наполнен весь его облик, его взгляд, лицо, выражающее неустанную работу творческой мысли. Человеческое обаяние, мягкость, благородство придают образу теплоту. По свежести восприятия, лёгкости исполнения «Портрет С. Агиша» остается в числе лучших работ художника.

В течении ряда лет художник собирал материал для большой многофигурной композиции «Жертвы Шариата» (1953 -1969). Сюжет картины взят из повести Мажита Гафури «Чёрноликие» Повесть эта произвела на живописца большое впечатление. Ху­дожник по-своему раскрыл тему бесправия женщины в башкир­ской деревне. Персонажи здесь находятся в тесном смысловом взаимодействии с окружающей средой. Разнолика движущаяся на зрителя людская масса, в центре которой двое молодых людей, осуждённых за свою любовь по законам шариата. Слева – сельская знать и их прислужники. Полны ненависти их лица. На первом плане изображена согбенная старуха, замахнувшаяся клюкой на молодых. Она богата одета, значит, жизнь свою провела в дос­татке. Но была ли счастлива эта старуха? То, что годы согнули её, говорят о том, что счастья она не знала, что нет в ней доброй муд­рости, прожившего жизнь человека, а только злость и ненависть. Этой старухе противопоставлена находящаяся рядом с молодой девушкой старушка с сокрушённым лицом. Вот её то годы не со­гнули, в лице её страдание, она-то полна жизненной мудрости. Рядом деревенский кузнец, его взгляд устремлён на старуху с клю­кой – он готов заступиться за молодых. В картине как бы два ком­позиционных центра: первый – это молодые, а второй – это фи­гурка мальчишки, во взгляде которого непонимание. Он вопро­шает свою мать: «В чём вина молодых? Ведь они не совершили никакого преступления. Разве можно наказывать за любовь?» Фи­гура мальчика показывает несправедливость происходящего.

Драматизм события автор раскрывает не только в образах лю­дей, он стремится передать соответствующее настроение через пейзаж. Встревоженные птицы, беспокойный ритм линии гор, свет серого сумрачного дня — всё способствует усилению эмоциональ­ного звучания

Жизни башкирского народа посвящена одна из лучших картин художника – «Легенда о батыре» (1967). Автор вкладывает в кар­тину философское размышление о вечности жизни, смене времён и поколений, устойчивости и красоте народных обычаев.

Всё в картине абсолютно достоверно – фигуры башкирок, рас­положившихся вокруг кураиста, поза и выражение лица молодого офицера, приехавшего в родной аул, стоящих рядом мальчонки и девушки. Взгляды офицера, мальчонки и девушки устремлены на кураиста Пение кураисла захватило их. То, что непоседливый мальчишка, тоже притих подчёркивает, что мелодия курая дейст­вительно глубоко волнует слушателей. Примечательна поза, си­дящей рядом с мальчонком пожилой женщины. Она опустила го­лову, видно мелодия курая напомнили ей что-то дорогое в жизни Фоном картины служат древние Уральские горы Художник этим подчёркивает связь времен, вечность народной поэзии, народного духа.

Художник с особой любовью относился к природе родного края, ряд его картин на эту тему утверждает нас в мысли о разно­сторонности таланта, о многогранности дара художественного мышления Рашита Нурмухаметова Один из уголков башкирской природы запечатлен художником в пейзаже «Ветреный день на озере» (1980) Глядя на эту картину ощущаешь, что ты уже видел это. Настолько точно и убедительно написал один из многочис­ленных уголков нашей родины.

Творчество художника слита с мелодией родной земли, с памя­тью, делами людей, потому близка и понятна.

По В Сорокиной, Я Голованову

Поделиться с друзьями

Комментарии (1) на "Рашит Мухаметбареевич Нурмухаметов"

  1. диана

    ПРОСТО МНЕ НАДО В ШКОЛУ Я ЗА ЭТО ПОЛУЧИЛА 5/5

Отправить комментарий