Искусство 90-х годов отмечено активными поисками нового содержания и соответствующего ему художественного языка. Процесс этот, захвативший все регионы России, во многом определяет и характер сегодняшнего искусства Башкортостана. Республиканские выставки примечательны многообразием художественных направлений. В них отражаются и поисковые пути молодых авторов, и попытки художников старшего поколения осмыслить происходящее и отразить его в работах на качественно новом уровне
С самого начала развития профессионального изобразительного искусства Башкортостана (20-е гг.) на формирование его локальных особенностей решающее влияние оказали традиции различных национальных культур. Быт, обычаи, литературно-фольклорное наследие башкирского народа нашли отражение в изобразительном искусстве, основанном на опыте русской художественной школы. На протяжении многих десятилетий своеобразие башкирской живописи, графики и скульптуры определялось национальной тематикой произведений. Смена социальной ситуации в стране значительно преобразила понимание самобытности и самоценности башкирского искусства и соотнесенности его с мировой художественной культурой. Но в основе перемен в живописи, скульптуре и графике республики лежит сегодня не абсолютное отрицание художественных принципов и достижений прошлых лет, а, скорее, переосмысление практики русского авангарда «первой волны», западноевропейского искусства 40-80-х годов и башкирского предыдущих поколений. Попытки не потеряться в общей картине российской культуры нашли свой выход в стремлении органично соединить эстетику Востока с изобразительным опытом Запада. Это позволило башкирскому искусству сохранить на сегодняшний день качества, определяющие его региональное своеобразие. (Л. Попова.)