Современная скульптура Башкирии тоже неоднородна по стилистике и использованию традиций. Ее развитие на сегодняшнем этапе идёт по пути обновления пластического языка. Старшее поколение скульпторов: Т. Нечаева, 3. Басыров, А. Шутов, Б. Фузеев. Их искусство сформировалось в 50-х годах, когда требования, предъявляемые идеологией к скульптуре нивелировали художественные принципы многих авторов. И всё же лучшим мастерам удалось сохранить индивидуальность.
Своеобразие творческого почерка Т. Нечаевой заключено в огромной силе скульптурного темперамента мастера, выразившегося в экспрессивном характере лепки и внутренней динамике образов. Одной из первых среди скульпторов она обратилась к теме Башкортостана, которая в ее работах нашла романтически-возвышенное воплощение.
Тема эта стала главной и в творчестве 3. Басырова, но эмоционально его работы более спокойны. Художественные принципы обоих скульпторов, столь разных в своей манере, тем не менее имеют одну основу – традиции реалистической школы. Поиски новой изобразительной системы отразились в растущем значении метафоричности скульптуры, в подчеркнуто индивидуальной трактовке натуры, в экспериментах с пространственными построениями и архитектоникой композиций. В башкирской скульптуре отчетливо видны влияния современной европейской пластики: участие в Международных и Российских симпозиумах значительно преобразовало стилистику многих авторов. При этом особенностью скульптурных произведений башкирских мастеров остается эмоциональная наполненность образов. Содержание произведений X. Хабибрахманова определилось общим романтическим характером искусства середины 80-х годов. Его творчество и сегодня сохраняет эти качества, несмотря на жесткую стилизацию реалистических форм.
В работах Н. Калинушкина решения продиктованы характеристиками образного начала. Великолепное знание русской и западноевропейской культуры позволяет автору выбирать из огромного арсенала выразительных средств художественные приемы, которые наиболее отвечают поставленным задачам, и варьировать их. Экспрессия образного содержания работы «Торс» (1996, мрамор) построена на дерзком преобразовании классических форм. А характер «Дамы в домино» (1995, дер., росп., латунь), навеянный, вероятно, русской лирикой «серебряного века», близок стилистике русского живописного авангарда 20-х годов.
Тематический диапазон произведений Ф. Нуриахметова очерчен приверженностью к историческому жанру. Он избегает повествований, его скульптура основана на знаке-символе, в качестве которого выбирается реально существующая форма («Барка Изиды», 1995, камень, бронза). Работы Нуриахметова метафоричны, образные характеристики их основаны на широких обобщениях.
Искусство В. Лобанова заимствует формы реального мира природы. Автор не ставит перед собой сюжетных задач, лаконичен и в выборе выразительных средств и конструктивных решениях. Он использует саму форму растения в качестве темы для вариаций. (Серия работ «Татарник», 1996 в различных материалах.) Творчеством этих авторов не исчерпывается общая картина скульптуры республики, но в их работах отражены те направления, в пределах которых сегодня развивается пластическое искусство Башкортостана.