Декоративно-прикладной раздел представлен керамикой Т. Нечаевой, Р. Салимгареева, В. Кузнецовой, М. Тарана и В. Николаева. Сама природа прикладного искусства обуславливает существование в нем собственно национальных интонаций. Образные характеристики произведений башкирских мастеров складываются под воздействием влияния фольклора разных народностей.
Ко времени начала работы Т. Нечаевой в фарфоре и керамике образный мир и художественные принципы уже сложились в её живописи, скульптуре. Опыт работы в этих видах искусства определил особенности языка и декоративно-прикладных работ Чувствование национального характера, остро подмеченные особенности культуры башкирского народа выявились и в фарфоре, и в керамических пластах монументального значения. Фарфор Нечаевой экспрессивен в эмоциональном содержании, динамичен в ритмической пластике форм. Это – маленькие сюжетные рассказы («Кураист», «Танец трех братьев», «Первая скрипка на селе»), стилистика которых сложилась в 50-е годы: реалистические образы, традиционная пластика, окрашенная ярким темпераментом и оптимистическим мировоззрением художника. Керамические пласты Нечаевой – явление уникальное Мощный живописный темперамент мастера обеспечил монументальное прочтение их образов.
Проблема возрождения национальных традиций нашла в творчестве мастеров декоративно-прикладного искусства разные формы воплощения. Башкирское народное искусство не имеет гончарных традиций в силу специфики исторического развития. Глину в изделиях прикладного назначения заменял более доступный материал – дерево. Это и явилось причиной отсутствия в современной башкирской керамике тех черт, которые характеризуют цельность и самобытность этого явления. С другой стороны – неоднородность национального состава авторов, каждый из которых наследует традиции своего народа, позволяет заметить богатство оттенков многонационального искусства Башкортостана.
В творчестве Р. Салимгареева ретроспективные сюжеты башкирской темы даны в современной трактовке формы. Он охотно обращается к изображению старой Уфы в горельефах напольных ваз и росписи блюд, создает крупные объемы с национальной символикой.
А изученность традиций русской деревянной скульптуры, глиняной игрушки и вышивки оригинально проявилась в творчестве В. Кузнецовой. Образы её работ – символы славянских и христианских верований и жители российских деревень. В её искусстве, исходящем больше от скульптурного начала, нежели от прикладного назначения керамики, объемы принимают монументальность форм, тяготея к станковизму декоративно-прикладного искусства.
Скульптурное начало определяет и специфику творчества В. Николаева, автора в основном анималистической керамики. Его работы декоративны в цвете и в специфической обработке поверхности форм, в результате чего реальные образы обретают фантастическое звучание и это становится художественным почерком автора.
М. Тарану импульсом в формообразовании тоже служит природа. Но он создает не скульптурные образы, а, скорее, образные объемы. В его керамических сосудах узнаются то птицы, то женские фигуры, то кентавры. Он редко пользуется декором, а если и прибегает к нему, то лишь для того, чтобы чуть дополнить образ. В округлых формах иногда отдаленно угадывается воздействие украинской керамики, но автор вовсе не ставит специальной задачи обнаружить связь с фольклором. Работы художников-керамистов — яркое свидетельство национального многообразия культуры республики. (И. Оськина.)