Xycаин Ахметов (1914 - 1993). Хусаин Файзуллович Ахметов родился 6 января 1914 года в деревне Сынгыз Орского уезда Оренбургской губернии (ныне Баймакский район Башкортостана). В числе талантливой молодёжи X. Ахметов направляется в башкирскую студию Московской консерватории имени Чайковского. Первый год он занимался в классе вокала, но очень скоро выясни-лось, что истинное признание Хусаина Ахметова – это композиция. Он начинает заниматься по двум специальностям: как вокалист и композитор.
«Соловьем из долины Сакмара» называет его поэт Сайфи Кудаш. «Ваше творчество есть глубокое выражение души народной. Потому оно крылато и любимо», – пишет Хусаину Файзулловичу поэт Ханиф Карим, чутко подметив главное, определяющее свойство его творческой личности.
Искусство его ярко национально и одновременно глубоко человечно. Творчество композитора плоть от плоти народного искусства, необозримого мира башкирской песни с ее философской глубиной, поэтичностью, славными свободолюбивыми традициями.
Разве не старинные кубаиры – былины о подвигах башкирских батыров, не славные протяжные песни узункюй подарили вокальным балладам Ахметова такую ширь, свободу мелодического дыхания, такую эмоциональную мощь?
Не от задорных ли такмаков идет захватывающая, увлекательная жизнерадостность игровых и массовых молодежных песен композитора?
А любовь к природе, понимание ее неповторимой красоты и преломление чувства природы в мире человеческой психики? Ведь все это пришло в творчество Хусаина Ахметова из народной жизни, из народной песни!
Ахметов работал в разных областях и жанрах музыкального искусства. Он – автор произведений для симфонического и струнного оркестров, квартета, различных инструментальных пьес; в соавторстве с композитором Нариманом Сабитовым им написан балет «Горный орел» о национальном герое башкирского народа, легендарном Салавате Юлаеве.
Но, по преимуществу, по самой природе своего дарования Ахметов, конечно, композитор вокальный. Основа его музыки – мелодия. Созданные им инструментальные темы по своей природе вокальны, их так и хочется спеть. Широкое, свободное дыхание, явственно ощутимая жанровая основа неизменно придают им неповторимую привлекательность и достоверность.
Что же касается песен, хоров, романсов и других вокальных сочинений Ахметова, то здесь мелодии бесконечно многообразны, фантазия композитора неисто1цима. Напевы его всегда естественны, как сама жизнь. Они вдохновлены ею. Поэтому и звучат они так современно. Композитор Хусаин Ахметов чутко слышал окружающую действительность, его герой – сын своего отечества и своей эпохи и это диктует ему новые эмоциональные акценты и выразительные штрихи – интонационные, ритмические, динамические.
В таких песнях, как «Ночной Урал», «Родная деревня» композитором настолько точно передал сам дух народа, что эти песни стали народными. Народность присуща всем произведениям композитора. Вальс-песня «Уфа – моя столица» на стихи Р. Янбулатовой очаровывает своей изящностью, плавной и лёгкой напевностью, задушевностью и особой, мягкой темпераментностью.
Особо следует сказать о романсе «Для моего народа» на стихи великого поэта Шайхзады Бабича. Готовность к самопожертвованию ради счастья народа, величие народного духа, гуманистическое начало – вот что выразил композитор в произведении, пере-дал эти мысли в мелодии ярко и выразительно.
Прекрасна любовная лирика композитора. Один из лучших романсов написан композитором иа слова Р. Нигмати «Я к Идели раз спустилась»:
Спустилась я вниз к Идели,
Светла вода речная…
По речному шла я долу,
Утром воду там пила.
И джигиту молодому
Обещание дала.
Произведения композитора: оперы «Современники», «Нэркэс», симфонии, хоровые произведения, сюиты, камерно-инструментальные сочинения, балет «Горный орёл» – это огромный вклад в становление профессионального музыкального искусства башкир.
Вышедший из гущи народной, вобравший в себя его музыкальность и поэтичность, Хусаин Ахметов сумел прочертить свой путь в искусстве, занять в нём достойное место. Без сомнения, музыка его – лучший дар потомкам. (По Н. Шуйской, Г. Галиной.)