Талантливый представитель башкирской профессиональной музыки Халик Шакирович Займов родился 13 ноября 1914 года в деревне Султаево Арга-яшского района Челябинской области в семье башкирского крестьянина-бедняка.
С шестилетнего возраста он воспитывался в детском доме города Аргаяша. Живой, общительный, добродушный, он считал детдом своей большой семьей. Он нежно любил свою мать Гильминур, и дни, когда она приезжала его навестить, были для него радостными. Он часам и слушал рассказы матери о родной деревне, ее песни и сказки
В детском доме были музыкальные инструменты – старый рояль, гармошка, мандолина, а у Халика был острый музыкальный слух и мягкие ловкие руки. Как-то незаметно для себя и окружающих он научился «подбирать» на рояле родные мелодии и прослыл «музыкантом». Это решило его судьбу. В 1932 году культпропотдел Аргаяшского райкома партии направил Халика Займова в Уфимский техникум искусств.
Большое влияние на будущего башкирского композитора оказал С. А. Попов. Одаренный скрипач и широко образованный, увлекающийся музыкант, он поддерживал у своего ученика стремление к импровизации, к сочинению мелодий. В 1937 году он поступил в Башкирскую студию при Московской государственной консерватории и был зачислен в класс композиции профессора В. Белого. Под его руководством Халик написал свои первые песни, инструментальные пьесы и романсы Среди этих ранних, ученических работ сразу выделились своею мелодичностью, свежестью «Песня о вожде» и романс «Сомнение », которые довольно долго держались в репертуаре башкирских певцов.
В 1940 году Халик Займов успешно окончил Башкирскую студию при Московской государственной консерватории и в соавторстве с известным советским композитором А. Спадавеккиа приступил к созданию оперы по мотивам башкирского народного эпоса «Акбузат». Творческое содружество с опытным мастером принесло Халику Заимову огромную пользу Оно явилось продолжением его учебы и переросло в хорошую, крепкую дружбу с интересным человеком и одаренным музыкантом.
По окончании войны, демобилизовавшись, Халик Займов поступает в Московскую государственную консерваторию в класс композиции профессора А. Александрова В консерваторский период им написано много музыкальных сочинений, которые вышли за рамки учебных, студенческих работ. Среди них – законченная в 1947 году кантата «Башкортостан» на стихи поэта Кадыра Даяна. Она была одним из первых крупных хоровых произведений башкирской музыки. В четырех частях кантаты для хора, сопрано, баса и симфонического оркестра композитор, вдохновленный стихами К. Даяна, решил воплотить картины современной свободной и счастливой жизни башкир. Поэзия, образность башкирского стиха подчеркиваются народной, национальной по своему колориту музыкой кантаты. В ней использована всего одна народная мелодия -трагический и гневный напев исторической песни «Колый Кантон». Он стал основой для первой части кантаты, повествующей о безрадостной жизни башкир под гнетом царизма. Остальные три части кантаты построены на оригинальных, собственных мелодиях композитора, но проникнуты стилем башкирской народной песенности.
Из вокальных произведений, написанных в конце 1940 года, большую известность в Башкирии получили его песни и романсы «При отлете птиц» на стихи М. Гафури, «Как будто смотрит она звездными очами» на слова М. Хая, «Ишимбай», «Гюлькей», «Песня любви», «Страдаю я одна».
Особенно плодотворным, насыщенным творчеством был для Халика Займова 1949 год. Был написан ряд пьес для скрипки и фортепьяно, в том числе трехчастная сюита, анданте, вальс, чудесная миниатюра «У ручья», впоследствии получившая большую известность в переложении для флейты и арфы.
В. X. Займов всерьез и надолго увлекся созданием музыки для детей. Полна теплоты и тонкого очарования его «Колыбельная» на стихи Г. Тукая, много свежести, непосредственности в детских дуэтах «В лесу» и «Кукушка». Перекликается с ними ясностью, задорным звучанием обработка башкирской народной шуточной песни «Дедушка».
Для учащихся детских музыкальных школ композитор написал две сюиты для фортепьяно, ряд программных фортепьянных миниатюр. Появляется цикл из 16 детских песен на стихи Б. Бикбая и М. Сюндюкле, песни для дошкольников, среди которых широко известны «Майская песня», «Белая кошечка», «Елка», «Дед-мороз».
Музыкальные школы Башкирии получили несколько циклов пьес для фортепьяно. Наиболее интересен цикл, состоящий из 12 разнохарактерных пьес. В него входят пьесы-картинки: «В садике», «Татарский танец», «Птичка», «Веселый марш», «Барабан», «Танец старика».
Крупным произведением 1949 года явилась «Танцевальная сюита» для симфонического оркестра. Музыка сюиты имеет определенный программный замысел. Она задумана композитором как три хореографические картины, объединенные единой музыкальной темой.
В 1952 году Халик Займов с отличием закончил композиторское отделение Московской консерватории имени П. И. Чайковского. В качестве дипломной работы он представил два сочинения, котрые обогатили фонд башкирской профессиональной музыки. Увертюру для симфонического оркестра автор назвал «Молодежной». Действительно, это сочинение проникнуто свежестью молодости. В стройности и соразмерности формы, в соотношении и развитии тематического материала и приемах оркестровки ясно ощутимы классические традиции русского симфонизма. Вместе с тем увертюра X. Заимова – произведение самобытное, ярко национальное.
Вторым произведением, которое X. Займов представил в качестве дипломной работы, явились 24 прелюдии для фортепьяно. В башкирской музыке это был первый опыт создания фортепьянных пьес, объединенных в цикл единым замыслом. Остро ощущая свою национальную принадлежность к своеобразной, имеющей свои древние традиции башкирской музыке, композитор в то же время хорошо усвоил традиции классического искусства и в лучших своих произведениях, в том числе и в прелюдиях, плодотворно соединяет эти две линии.
По окончании консерватории Халик Займов приехал в Уфу и активно включился в музыкальную жизнь Башкирии. По предложению Башкирского театра оперы и балета он совместно с А. Спадавеккиа создал новую редакцию оперы «Акбузат», написал десять пьес для баяна, четыре пьесы для виолончели и фортепьяно, несколько фортепьянных ансамблей для учащихся музыкального училища Крупными работами 50-х годов явились два струнных квартета, написанные просто, с сохранением национального башкирского колорита.
Заметную роль в развитии хоровой башкирской музыки сыграли кантаты «На просторах полей» и «Нефтяники Башкирии», которыми композитор откликнулся на успехи башкирских трудящихся.
В 1955 году Займов задумывает создание балета по повести М. Гафури «Черноликие». Это классическое произведение башкирской литературы давно занимало воображение композитора. Он никогда не пропускал спектакля «Кара Юзляр» в Башкирском академическом театре драмы, созданного по мотивам повести башкирского писателя-классика, и каждый раз заново переживал трагедию юной Галимы, ставшей жертвой диких предрассудков и религиозного дурмана.
В 1966 году балет «Черноликие» был поставлен на сцене башкирского театра оперы и балета. Первый же спектакль показал, что башкирское искусство обогатилось крупным и ярким произведением Самая сильная сторона балета «Черноликие», его душа, его сердце – это хорошая музыка. В ней удачно сливаются богатство мелодического материала и очень расчетливое, разумное его использование, яркий национальный башкирский колорит и дыхание настоящего симфонизма. Вся музыка балета пронизана танцевальностью, она как бы рождает собою движение, танец. Вместе с тем она ясно воплощает драматургию балета, поднимает сюжет до романтически-трагедийных высот обобщения.
С 1964 года Халик Шакирович Займов становится директором Уфимского училища искусств, того самого училища, в котором когда-то он учился музыкальной азбуке.
Творчество Халика Шакировича Заимова внушительно не только в количественном отношении. Его музыка, оптимистичная в своей основе, ясная и народная по звучанию, современна по духу и обращена к людям нашего времени. (По Л Атановой ).