Муртазин Рауф Ахметович (1910 – 1994). Творчество заслуженного деятеля искусств БАССР Муртазина Рауфа Ахметовича является неотъемлемой частью музыкальной культуры Советской Башкирии. Невозможно представить сейчас башкирскую музыку без симфоний, песен и романсов, без обработок башкирских народных мелодий Рауфа Ахметовича Муртазина. В своем творчестве он проявляет себя современным национальным композитором. Его увлекают главным образом темы советской действительности, события, участником и свидетелем которых является он сам. Весь строй музыки Рауфа Муртазина проникнут мажорностью, оптимизмом, энергией. Бодрость, душевное равновесие, сила, сквозящие в каждой его музыкальной мысли, – есть проявление творческой натуры композитора, унаследованной от родного народа и сложившейся в условиях нашей социалистической действительности.
В семье башкирских композиторов Рауф Муртазин выделяется своим пристрастием к инструментальной и симфонической музыке. Среди неискушенных любителей музыки до сих пор гуляет легенда о легкой жизни композиторов, художников, поэтов, которые будто бы творят по «наитию», в порыве вдохновения, не тратя на это времени, труда и забот.
Творчество музыканта, особенно композитора – это труд упорный, всеобъемлющий и постоянный. Добросовестность, взыскательность к себе – свойства натуры Рауфа Муртазина, выработанные самой жизнью, которая не баловала его с детства
Рауф Ахметович Муртазин родился 15 января 1910 года в деревне Темясово Баймакского района Башкирской АССР. Старики-односельчане до сих пор помнят круглолицего, голубоглазого мальчугана, бойко игравшего на тальянке. В тяжелый 1919 год тиф унес у него отца и мать, осиротевшего Рауфа взял на воспитание брат отца. В новой семье любили музыку, в обычае было коротать вечера песнями, рассказами, и музыкальные увлечения Рауфа всячески поощрялись. В 1926 году он поступил на оркестровое отделение Уфимского музыкального техникума.
Окончив третий курс училища, он уехал в Баймакский район. Клуб Тубинского рудника пригласил его руководить духовым оркестром. Вскоре он возглавил оркестр при клубе Баймакского медеплавильного завода. Одновременно с работой в клубном оркестре Рауф Муртазин возглавляет музыкальную часть Баймакского колхозно-совхозного театра, делает музыкальное оформление к пьесам «Карагул», «Сакмар», «Галилбану».
В 1937 году он получил направление на учебу; в башкирскую студию при Московской государственной консерватории. За три года занятий учёбы Рауф написал более 20 вокальных и инструментальных сочинений. Среди них виолончельная и скрипичная сюиты, обработки народных мелодий, несколько массовых песен, лирические романсы «Тоска» (слова Б. Бикбая), «Любовь» (слова М. Кинзякая), «У ручья» (слова Ш. Биккула). Великая Отечественная война прервала учебу Рауфа Муртазина. С первых же месяцев войны он участвует в обороне столицы. Получи в тяжелое ранение в боях под Москвой, он лечился в госпитале, а по выздоровлении был направлен продолжать военную службу в Севастопольское Краснознаменное артиллерийское училище, находившееся в это время в Уфе. Учитывая, что Рауф музыкант, командование училища направило его в военный оркестр и поручило занятие с музыкальными воспитанниками.
В 1946 году после демобилизации Муртазин уехал в Москву продолжать свое образование. В классе видного советского композитора профессора В. Белого он приводит в систему свой творческий опыт, задумывает большую ответственную работу. На либретто драматурга Баязита Бикбая он начинает писать оперу «Азат».
Сюжет оперы «Азат», повествующий о событиях гражданской войны в Башкирии, привлек молодого композитора возможностью создать сильные волевые характеры и показать жизнь башкирской деревни. В течение зимы была написана увертюра и первая картина оперы, а весной 1947 года Рауф Муртазин успешно окончил студию при Московской государственной консерватории, представив в качестве дипломной работы увертюру к опере «Азат».
Вернувшись в Уфу, Муртазин возглавляет фольклорный кабинет Министерства культуры БАССР. Он бережно хранит и изучает записи народных мелодий, организует выезды «за песнями» в глубинные районы республики, систематически встречае1ся со знатоками музыкального фольклора, народными певцами и импровизаторами.
Своеобразными вехами, которые отмечают этапы жизненного пути Рауфа Ахметовича Муртазина, являются его крупные, преимущественно симфонические произведения. Так, в 1948 году была поставлена его опера «Азат» (либретто Б. Бикбая); в 1950 году совместно с башкирским композитором X. Ахметовым он написал музыку к кинофильму «Советская Башкирия», 1952 год ознаменовался созданием вокально-хореографической сюиты «На сабантуе». «Праздничная симфониетта» для симфонического оркестра, концерт для скрипки и симфонического оркестра ознаменовали новый период творчества композитора, когда он вполне созрел до создания крупных музыкальных произведений. В 1956 году была закончена работа над первой симфонией си-минор, а в 1963 году композитор представил музыкальной общественности вторую симфонию ре-мажор.
В общей сложности композитором создано более двухсот сочинений. Среди них большое место занимают обработки башкирских народных мелодий, песни и романсы для голоса в сопровождении фортепиано или оркестра и хоровые произведения. Эта область творчества дает яркое представление об особенностях музыкального языка Р. Муртазина. Ведь в вокальной и хоровой музыке наиболее рельефно выступает ведущая роль мелодии и ее соотношение с другими средствами музыкальной выразительности. Впитанные с детства обороты татарских и башкирских песен стали для него привычными, «своими», а многолетняя практика записи башкирских народных мелодий позволила ему глубоко усвоить закономерности развития башкирской мелодии, понять процессы ее внутренней жизни. Его цепкая, натренированная память музыканта позволяет видеть общие национальные черты и неповторимую индивидуальность разных вариантов одною и того же напева. Пропустив через свой слух тысячи народных напевов, записав более 300 народных песен, Рауф Ахметович обработал сравнительно немногие из них. Гораздо чаще он использует народные мелодии как основу своих крупных сочинений.
Работа над народной песней для композитора является лабораторией, где он ищет новые созвучия, приемы многоголосною изложения, которые подчеркивали бы национальные особенности мелодии и обогащали ее. Лучшие обработки Рауфа Муртазина вывели башкирскую народную песню на всесоюзную арену. Среди них современная башкирская «Песня полей». Жизнерадостная, задорная, она своей четко ритмованной мелодией, плясовыми оборотами продолжает традиции башкирских такмаков (песен-частушек).
Высоким мастерством отличается обработка народной песни «Агым Хыу» о реке Ак-Идели. Она завораживает своей грустной красотой. Бережно сохранив чистые линии старинной народной протяжной песни о быстро текущей реке и философских размышлениях о жизни, композитор углубил ее настроение, усилил колорит песни, предпослав ей в качестве вступления короткую, но содержательную прелюдию. В ней хор без слов, как прекрасный инструмент, выпевает гибкие мелодические фразы, воссоздающие движение мерно струящейся воды. Сопровождение народной мелодии сделано в стиле подголосочной полифонии. Все партии хора звучат самостоятельно и мелодично, как вариант основного напева.
В песенно-хоровом и романсовом творчестве Рауфа Муртазина получил отражение строй мысли, чувств, образов, наиболее типичных для его творческой индивидуальности. В этом смысле его произведения, связанные с текстом, с башкирской поэзией, можно считать своеобразным ключом к раскрытию его бестекстовой инструментальной и оркестровой музыки. Можно сказать, что в творчестве своем Рауф Муртазин однолюб, неизменно верен одной теме, но тема эта неистощима и бесконечно многогранна – это родной Башкортостан и жизнь башкирского народа.
Композитором написано 170 песен и романсов. Среди них большая группа массовых сольных и хоровых песен о труде, о мире, о лучших людях – тружениках Башкирии. Основой для таких песен композитор берет жанр марша, имеющий замечательные традиции как в башкирской народной музыке, так и в современной советской массовой песне. Но трактуются жанровые черты марша в его песенном творчестве очень разнообразно и каждый раз индивидуально, в зависимости от содержания песенного текста и его структуры. Так, в песне «Башкортостан» на стихи К. Даяна несколько суровая, торжественно-величавая мелодия своими приемами мелодического развития близка к стилю старинных узун-кюй (протяжных песен), но четкая ритмическая структура, маршевые упругие обороты идут от организованности современной песни-марша.
Зрелой и масштабной получилась первая симфония си-минор. Толчком к ее созданию явилась подготовка к сорокалетнему юбилею Советской власти. Композитор задумал языком симфонической музыки рассказать о своих думах и чувствах, связанных с историей Родины.
Симфония состоит из четырех частей, объединенных в единое целое идейно-художественным замыслом Медленно и широко звучит суровая тема вступления к первой части, воплощающие глубокое раздумье о далеком безрадостном прошлом родного народа.. После большого развития главной темы, приобретающей все более взволнованное, напряженное звучание, скрипки неторопливо и мягко запевают новую лирическую мелодию, похожую на башкирскую народную песню. Она вызывает в памяти пейзажи Башкирии с их красотой и просторами. Постепенно, как волна за волной, наплывает эта мелодия, приобретая оттенок взволнованности, патетики, а главная тема насыщается движением и драматизмом, звучит напряженно и грузно.
Вторая часть симфонии построена на двух ярких темах. Одна из них – оригинальная, созданная композитором, и другая – народная песня о Салавате. Они звучат стремительно и героично. Контраст в развитии симфонии вносит третья часть, задуманная автором как воспоминание о борцах, отдавших свою жизнь за построение нового общества. Живой, энергичный финал, в котором остроумно использована башкирская народная плясовая «Три брата», венчает развитие всего симфонического цикла. Финал начинается ярким фанфарным звучанием медной группы оркестра. Звучание праздничных фанфар прерывает водоворот пляски, вступает новая песенная мелодия, привольная и радостная, а затем снова переходит в стихию танца, стремительного и праздничного, и завершается победными ликующими аккордами.
Композитором было написано ещё семь симфоний. Все они объединены темой Родины. Композитор воспевает красоту родного края, обращается к его истории, связывая её с современностью, даёт яркие зарисовки жизни народа.
В хоровой и инструментальной музыке Рауфа Муртазина, в его симфониях раскрыты красота и сила башкирского народа, что дает возможность узнать и полюбить замечательный башкирский народ. (По Л Атановой)
Здравствуйте. очень хорошая статья. не могли бы вы прислать ссылку чтобы скачать его оперу “Азат” и другие? заранее спасибо)