Творчество Розы Хайдаровны Сахаутдиновой давно стало достоянием Башкортостана. Ее яркие, запоминающиеся песни прочно вошли в репертуар исполнителей, в музыкальный быт народа. Они проникают в душу своим чарующим мелодизмом, особой выразительностью, чисто «сахаугдиновскими» интонациями. «Вишневая гора», «Жизнь», «Кукушка», «Озеро лебедей», «Почему?», «Прошла молодость»…
Где же истоки такого самобытного дара? Откуда берет начало бьющий ключом щедрый поток ее мелодий? «Естественно, из детства – говорит Роза Хайдаровна. – Семья была большая и дружная. Мама и папа хорошо пели. В нашем доме звучали башкирские и татарские песни, играли на тальянке, саратовской гармони, мама любила играть на гитаре. Помню, как она пела башкирскую народную песню «Зульхизя»… Наверное, от сильнейших музыкальных впечатлений детства много лет спустя у меня родилась своя «Зульхизя» на стихи Булата Рафикова, где я в самом начале мелодии отталкиваюсь от основной, главной интонации народной песни» (из беседы с автором очерка).
Судьба забросила семью, жившую в Миякинском районе, где отец работал ветеринаром, мать – зоотехником, в далекий Таджикистан – город Душанбе, где 25 июня 1937 года и родилась Роза. Там вместе с семьей пережила трудности военных лег, пошла в школу, слушала и впитывала песни народов, проживающих в Средней Азии.
В начале 50-х семья вернулась на родину, в Башкортостан. В Чишмах Роза окончила среднюю школу, любила выступать в концертах – хорошо пела и танцевала. Эта увлеченность сценой привела девушку в Башгосфилармонию, где позанимавшись в студии, она начала танцевать в ансамбле народного танца под руководством Файзи Гаскарова, а затем – в эстрадных бригадах, несколько лет работала в Сибае художественным руководителем Дома культуры, вела танцевальный кружок.
Любовь к музыке и большая тяга к знаниям привели одаренную девушку в Уфимское училище искусств на дирижерско-хоровое отделение. В 1971 году она защищает на «отлично» диплом и, получив квалификацию дирижера и преподавателя, начинает работать в уфимской общеобразовательной школе № 100, где организует детскую хоровую студию. Коллектив, возглавляемый ею, неоднократно становился победителем на различных фестивалях и смотрах. Тогда и начинает молодой руководитель хора сочинять песни.
Еще в годы учебы она показала свои первые композиторские опыты композитору Халику Заимову, который их одобрил и посоветовал учиться дальше. Р. Сахаутдинова продолжала заниматься самообразованием, изучала теоретические предметы. Много сочиняла, работала на телевидении звукорежиссером. Ее стали приглашать на творческие встречи, ее песни записывались на радио, их стали печатать на страницах газет и журналов. Пришёл успех – Роза Сахаутдинова стала популярным композитором. Ее песни полюбили, запели.
Отсутствие специального композиторского образования стало для Р. Сахаутдиновой препятствием к вступлению в Союз композиторов. Но Роза Хайдаровна, взяв рекомендацию Союза композиторов Башкортостана и свои сочинения – ноты, пластинки, афиши, -поехала в Москву к председателю Союза композиторов СССР Т. Н. Хренникову. Знаменитый композитор, прослушав множество её песен, убедился, что перед ним талант самобытный и яркий, – и в 1991 году она была принята в Союз композиторов СССР.
90-е годы – самый плодотворный период творчества Р. Сахаутдиновой. Она получает теперь уже официальное признание: заслуженный деятель искусств Башкортостана, народная артистка Башкортостана, лауреат премии имени Акмуллы и Рами Гарипова. Издательством «Китап» выпущены три её авторских сборника: «Влюбленные, к вам обращаюсь», «Озеро лебедей», сборник для детей «Искорки». Она пишет много произведений для хора, музыку к драматическим спектаклям Башкирского академического театра драмы («Колыбельная», «Медея», «Через потери», «Прощайте»), ТЮЗа («Идукай и Мурадым»), Сибайского театра («Четыре невесты Ахмадея»), к радиопостановкам, детским спектаклям.
И все же главным жанром в творчестве Р. Сахаутдиновой остается песня. Ею написано около 500 песен. Именно здесь проявляется неповторимая индивидуальность композитора. Песни исполняются известными артистами Башкортостана и Татарстана, записываются на пластинки фирмы «Мелодия » в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Им присущи доходчивость музыкального языка, широта дыхания и распевность, мелодическая щедрость и богатая мелизматика, берущие начало от народной песни, искренность и глубина чувств.
На вопрос, как рождаются песни, Роза Хайдаровна отвечает: «Я выбираю те стихи, которые хорошо ложатся на сердце, проникают в самую душу. Важны и характер, и стиль, и мировоззрение автора. Поэтому у меня для каждого поэта свой почерк, своя интонация. Стараюсь в стихах уловить основную мысль и уже представить себе склад будущей мелодии. Ищу неповторимую выразительную интонацию в звучании ритма поэтической речи. Но развиваю все это по-своему, так, как чувствует мое сердце. Постепенно слова словно оживают, наполняясь внутренним светом, обретают особую стройность, дыхание и… незаметно появляется мелодия … Я не записываю новую песню до тех пор, пока она окончательно не улеглась в моем сердце, пока не «запросилась» выйти из моей души». Это цитата из рукописи автобиографической книги композитора, где Р. Сахаутдинова пишет о жизни, о встречах, успехах и горестях. Пишет живо, искренне, с оттенком грусти говорит о том, что на поиски призвания ушли долгие годы. Она много работает, как бы стремясь наверстать упущенное в молодости.
После успешного исполнения на фестивале в Ижевске вокального цикла «Персидские мотивы» на стихи Сергея Есенина, композитор создает романсы на стихи Марины Цветаевой. Тонкой передачей самых проникновенных чувств отличается вокальный цикл «Тайная любовь» на стихи Г. Зайнашевой.
Р. Сахаутдинова участвует в творческих встречах, проводимых в городах и районах республики, прекрасно исполняет свои песни и слушатель тепло воспринимает это. Песни композитора имеются в фондах государственной телерадиокомпании «Башкортостан».
Р. Сахаутдинова говорит о себе: «Да, я прошла нелегкую дорогу жизни. Но трудности, наверное, и закалили мой характер. Всегда вспоминаю слова Шота Руставели: «Только тот узнает счастье, кто печаль переживет». И сейчас все непросто. Не всегда получается то, что задумано. Но надо работать. Я твердо усвоила:
под лежачий камень вода не течет. Только трудом каждодневным можно добиться успеха. Я много работаю, не выжидая вдохновения – тогда оно само приходит. Сейчас я полна сил и энергии. Планов много. Буду писать, пока бьется мое сердце».
Э. Давыдова
Если ВАС интересуют гитары, то смело можете посетить наш сайт о гитарах. В ней найдете полноценную и исчерпывающую информацию о гитарах.