В жизни он не очень похож на эстрадных певцов, какими мы привыкли их наблюдать, – нет в нём ни высокомерия, не суетный, мудрый, доброжелательный, любящий людей и в то же время держащий дистанцию. А может, всё это и называется одним словом – интеллигентность.
Это качество Идриса Газиева отмечали многие. В этом убедилась и я, поговорив с Идрисом накануне презентации его сольного компакт-диска.
- Идрис, хочу начать разговор с комплиментов. Поделюсь с Вами своими впечатлениями о творчестве певца Газиева в ретроспективе. На моих глазах протекала часть Вашей стремительной и, как кажется со стороны, естественной карьеры. Её закономерность, на мой взгляд, в высоком профессионализме. Слежу за Вашим творчеством с искренним интересом и радуюсь новым воплощениям Ваших профессиональных идей в качестве певца, актёра, члена жюри.
- Вопрос о профессионализме для меня всегда актуален. И он включает в себя многое – образованность, кругозор, да и просто желание и умение делать хорошо своё дело. Больше было бы профессионалов, не было бы у нас серости, недоделанности во всём. В нашей эстраде как в капле воды отражается картина всеобщего измельчания в идеях, в способах их воплощения. Нет мечты, воображения, суета во всём…
- Идрис, ну а что же Вы-то? Где Ваши концерты? Почему Вы уходите в студию и всё реже появляетесь на эстраде?
- Видимо, у меня пришло время собирать камни, разбрасывал я их достаточно.
- Ваша учёба в ГИТИСе – это желание создать «Театр песни Идриса Газиева» или же стремление «дойти до самой сути» своего ремесла?
- К этому меня вела работа, труд многих людей, которые меня воспитали как: певца-актёра. Спасибо учителям – они дали мне понять, что у меня масса недостатков и я многого не знаю. Это меня и побудило пойти учиться в ГИТИС. Хотя я учусь не только у моих сегодняшних педагогов. Для меня источник работы над собой – это «вокальный художник» Фёдор Иванович Шаляпин. Это та планка, к которой, исходя из своего имиджа, нужно стремиться.
- Многие без этого как-то обходятся…
- И при Шаляпине было много певцов, но мы их не знаем…
- А кого из своих соратников по эстрадной сцене Вы могли бы назвать «вокальным художником»?
- Леонтьева. Он играет, обыгрывает даже простые вещи, заставляет в это поверить. Его жизнь на сцене оправданна. Некоторый же эпатаж компенсируется умом и талантом. Или Пугачёва -какая она актриса!
- А среди зарубежных эстрадных артистов кто вызывает уважение, может, восхищение?
- Больше всего мне нравится то, что делаю г негритянские музыканты. Со студенческих лет слушаю Стива Уандера, Дайану Росс. Сейчас открываю для себя Стинга, Эл Джерро. А вообще эго всё музыка нашей Земли, и мы должны её слушать, чтобы лучше понимать своё время.
- Раз уж мы заговорили о закономерностях, то хочу спросить. Например, великий тенор Паваротти чрезвычайно бережно относится к своему голосу. А один пианист, я слышала, даже пуговиц на одежде сам не застёгивал – боялся повредить руки. Вы же, я знаю, даже обливались холодной водой одно время…
- Мой педагог профессор Миляуша Галеевна Муртазина говорила: «Болеть не культурно». Да, некоторые певцы лелеют свой голос. Например, татарский оперный певец Фахри Насретдинов укутывается и не разговаривает в день, когда ему нужно петь. Я перед концертом просто стараюсь поменьше говорить. Обыкновенная охрана труда.
29 марта в Большом зале БГФ состоялась презентация компакт-диска «Песни башкирских и татарских композиторов». Было ощущение, что в зале собрались друзья певца, настолько по-домашнему тепло и уютно стало вдруг в филармонии – никакого официоза, только искренняя радость, как на дне рождения ребёнка. Новорождённый диск пришли приветствовать многие авторы песен – Н. Даутов, А. Имаева, Ф. Идрисов, коллеги, просто любители творчества певца. И он, как и водится среди знакомых, представлял всех друг другу, с уважением говорил о тех, кто помогал в создании диска, – авторитетном уфимском «эстраднике», прекрасном музыканте, аранжировщике, композиторе и исполнителе А. Селю-тине, лучшем джазмене республики М. Юлдыбаеве, замечательном звукорежиссёре В. Сенчилло, фотохудожнике О. Полянском. И конечно, о тех, без кого просто технически было бы невозможно появление «компашки» – спонсорах фирмах «Максим», «Лия», «Караидель», АО «Кембрий», Союзе композиторов Башкортостана.
Оставляя «за кадром» свои впечатления от этого концерта, где амплитуда чувств колебалась от слез до откровенного веселья, хочу отметить лишь одно. И сама презентация, и диск, несомненно, – событие для республики и для всех, кто ценит искренность и талант в искусстве. Новая работа Газиева воплотила то лучшее, что несёт его творческая индивидуальность, – художественный вкус, высочайшую культуру исполнения, преданность своему делу и просто человеческое обаяние. О чём бы ни были его песни – о прошедшей любви («Когда ты вспомнишь обо мне», «Прощай, Сария», «Дикие гуси»), безвозвратности уходящих дней («Поспела вишня»), о призвании певца («Сердце»), любви к родине и своему народу («Родник», «Джигиты Бурзяна»), всё они воспринимаются как мозаика сложной и прекрасной картины бытия. (Виктория Симонова )