История башкирского национального театра связана прежде всего с коллективом Стерлитамакской труппы, во главе которой стоял выдающийся деятель башкирского театрального искусства Вали Муртазин-Иманский. Современный Башкирский государственный академический театр драмы отсчитывает свои годы с концерта, состоявшегося в ноябре 1919 году в столице юной Советской Автономной Башкирии – Стерлитамаке. Ведущий актер и режиссер известных в истории сценического искусства Башкортостана и Татарстана театральных трупп «Саяр» и «Ширкэт», Муртазин с первых дней Октябрьской революции прилагает громадные усилия по сплочению творческих сил, созданию башкирского театрального объединения, обращенного к широким слоям трудящихся.
Первые годы башкирский театр переживал трудный этап организационного и творческого становления. Хозяйственная разруха в стране, новизна начатого дела, отсутствие устоявшихся традиций определяли характерные трудности. Но уже в сезон 1920 – 1921 гг. в Стерлитамаке были показаны спектакли по драме Г. Ниязбаева «Первая заря», по трагедии Д. Юлтыя «Карагул», способствовавшие созданию реалистического репертуара. Оба произведения, несмотря на недостатки, реалистически решали задачу изображения героической борьбы башкирского народа за свою свободу и независимость. Последнее произведение пережило свое время и стало одним из лучших спектаклей театра.
В следующем году Вали Муртазин поставил музыкальную сатирическую комедию Хабибуллы Ибрагимова «Башмачки». Несколько поколений актеров играли в спектакле «Башмачки». Многие башкирские режиссеры оттачивали на нем свое мастерство. «Башмачки» весело, метко и беспощадно высмеивали тупой, до идиотизма бессмысленный, развращенный мир.
Осенью 1922 г. на повестку дня ставится задача реорганизации Башкирского театра, объединения сил сценического искусства Большого Башкортостана. Театру в связи с переездом в новую столицу предоставляется Дворец груда и искусства, в котором попеременно с русскими коллективами он ставит свои спектакли. В начале 20-х годов в театр приходит целая группа молодых энтузиастов, которым в дальнейшем выпало честь составить ведущий отряд башкирского советского сценического искусства, и среди них такие выдающиеся мастера, как Гималетдин Мингажев, Амин Зубаиров, Хажи Бухарский, Танхыпыу Рашитова. На долгие десятилетия связывает свою жизнь с театром художник С. Никандров. Первые шаги на сцене делают Диля Даутова, Махмут Хабибуллин.
В 1926 г. открывается театральное отделение Техникума искусств, и с этого времени башкирский театр имел постоянный источник квалифицированных национальных кадров. В 20-е годы башкирский театр энергично осваивает богатейший арсенал мировой драматургии, часто обращается к произведениям русской и национальной драматургической литературы. На его сцене идут драмы Островского, Гоголя, Шекспира, Мольера, Шиллера, татарских драматургов, в частности Бурнаша, Тинчурина, Г. Камала, III. Камала, Амирхана и др. Все более разрастаясь, выходит на сцену башкирская драматургия, представленная именами Ниязбаева, Юлтыя, Ибрагимова, Габитова, Бурангулова, Файзи, Тагирова.
В 30-е годы возникает целый ряд сценических произведений, с новых общественно-эстетических позиций осмысливающих героическое прошлое башкирского народа. Шаг в сторону социально-психологического освоения фольклорно-этнографического материала делается в спектаклях «Гульсэсэк» и «Башкирская свадьба» по мелоцраммам М. Бурангулова, к образу легендарного Салавата обращаются В. Муртазин, Б. Бикбай и Г. Салям. Но самый убедительный успех выпал театру при постановке драм «Kapnyracv Б. Бикбая, «Черноликие» М. Гафури в инсценировке Г. Амири и В. Галимова, «Зимагоры» С. Мифтахова. Как раз в эти годы складывается яркое искусство целого ряда молодых актеров. Арслан Му-баряков, Вали Галимов, Бадар Юсупова, Зайтуна Бикбулатова, Ак-лима Садыкова, Габдулла Шамуков, Рим Сыртланов, Талига Бик-ташева и другие актеры приходят в Башкирский государственный театр. В качестве оформителей спектаклей театра отныне выступают художники Мухамет Арсланов, Ренат Ибатуллин, Галия Имашева.
Во второй половине 40-х, а затем в конце 50-х годов и совсем недавно в театр пришли свежие творческие силы. Большинство их выпускники Государственного института театрального искусства им. А В. Луначарского, Санкт-Петербургского государственного института театра, музыки и кинематографии, Уфимского института и училища искусств и других специальных учебных заведений страны и республики.
В театре состоялись великолепные биографии деятелей сцены и драматургии. Сложился новый образ режиссуры, о которой можно говорить как о целом направлении в искусстве постановки’ Ш. М. Муртазиной, Р. В. Исрафилова, Л. В. Валиева. Подлинный переворот произошел в искусстве театральной декорации: Г. Ш. Имашева, Т. Г. Еникеева. На новые уровни сценической поэтики, профессионального мастерства вышел актер. На всем протяжении 1960 – 1980-х годов тремя-четырьмя сильными волнами в академическую труппу пришли люди, в чьи руки перешли ключи к поэтическому коду национальной сцены. Это, с одной стороны, выпускники башкирской студии Российской театральной академии: наиболее яркие фигуры – Гулия Мубарякова, Зинира Атнабаева, Роза Каримова, Ильшат Юмагулов, Шамиль Рахматуллин, Гузель Сагитова, Муллаян Суяргулов. А с другой – воспитанники уфимской театральной школы, представленные уже всеми возрастными группами: Асия Нафикова, Дарига Файзуллина, Кашаф Назиров, Нурия Ирсаева, Ильсияр Гизетдинова, Фидан Гафаров, Ахтям Абушахманов, Ахат Хусаинов, Рамзия Хисамова, Тансулпан Бабичева, Олег Ханов, Танзиля Хисамова, Загир Валитов, Рафиль Набиуллин, Суфия Курбангалеева, Рауис Загитов, Ильдар Сайтов, Камил Шамсутдинов, Ильдар Гумеров, Шаура Дильмухаметова, Ахмар Ахмадуллин, Эльвира Юнусова, Ильшат Абдульманов, Хурмат Утяшев, Ильфат Юмагулов, Гузель Маликова,Шарифулла Алсынбаев и другими.
В военное лихолетье театр как будто заново обретает своё призвание, осознает свою востребованность, воспевая народный подвиг в борьбе с фашистским нашествием, поддерживая силы своих сограждан в голодном и холодном тылу, совершая поездки на места боевых действий родной Башкирской кавалерийской дивизии. Чувство патриотизма, причастность к общим трудностям и страданиям несут в себе очистительную силу, одухотворяют искусство актера.
В 40 – 50-е годы на академической сцене властвует Актёр. Художественная ценность и самобытность постановок определяется многоцветьем ярких индивидуальностей, исполнительская манера тяготеет к психологическому укрупнению и обобщению, выпуклым рельефным пластическим формам.
Театр прилагает большие усилия и для воссоздания национальной драматургии, привлекая к сотрудничеству прозаиков и поэтов. Пьесы Р. Нигмати, К. Мергена, М. Карима, Г. Ахметшина, М. Хайдарова, И. Абдуллина, Н. Наджми, идущие в 40 – 50-е годы, помогают приобщиться к тем жизненным проблемам, что особенно близки современникам.
Однако и здесь все не просто. Новым авторам не только не хватает профессионального опыта для глубокого отражения жизненных явлений, на них давят общепринятые стереотипы и формальные установка, навязанные искусству и литературе первых послевоенных лет. Театр, в арсенале которого немало образов мировой классики, тем не менее, прозорливо отделяя зерна от плевел, заботливо взращивает тех своих авторов, в ком видит «искру божью» таланта. Здесь следует отдать должное руководству театра, его режиссуре в лице А. Мубарякова, X. Бухарского, К. Бакирова, Р. Файзи, Ш. Муртазиной, которые ценой немалого риска и компромиссов удерживали планку художественных критериев на достаточной высоте и, прежде всего В. Галимову, возглавлявшему коллектив в периоды с 1942 по 1948 и с 1956 по 1971 годы, в общей сложности 21 год.
В Галимов являл собой тип режиссера, искусство которого было связано с глубоким знанием сцены и актерской профессии, всех тонкостей рождения сценического образа. Несмотря на конъюнктурные превратности времени, он сумел сохранить и реализовать своё понимание возвышенно реалистической природы национального театра в таких крупных постановках как «Черноликие» по М. Гафури (инсценировка В. Галимова и Г. Амири), «Герои» по роману А. Фадеева «Молодая гвардия» (инсценировка В. Галимова), «Власть тьмы» Л. Толстого, «Страна Айгуль» М. Карима, «Мария Тюдор» В. Гюго.
В. Галимов был не столько броским и безусловным лидером академического театра, сколько последовательным собирателем и воспитателем творческих сил. Бережно сохраняя эстетические традиции своих предшественников, он думал и о завтрашнем дне, поддерживая новые начинания молодого поколения актеров, режиссеров и драматургов, чей творческий потенциал преобразит художественный облик театра 60-70-х годов.
«Хрущевская оттепель», как теперь называют крушения идеологических догм сталинской эпохи и нравственного прозрения общества, принесла благотворную для развития искусства атмосферу, пробудила ростки новых духовных и художественных исканий.
Пульс современной жизни в стенах академического становится особенно ощутим с появлением в 1959 году группы выпускников башкирской студии ГИТИС им. Луначарского, которые вместе с другими молодыми артистами образовали новое, сильное и динамичное поколение театра. Г. Мубарякова, И. Юмагулов, X. Яруллин, М. Султанов, 3. Атнабаева, Ш Рахматуллин, Р. Каримова, М. Суяргулов, Г и X. Сагитовы, Ф. Латыпова, Д. Файзуллина, А. Нафикова, А. Дильмухаметова – каждый из них скажет своё слово в искусстве, пройдёт свой неповторимый путь. Одновременно заметно усиливается режиссерское начало, что совпадает с общими тенденциями советской сцены 60-х – 70-х годов Новые возможности группы разнообразно реализуются в спектаклях Ш. Муртазиной, Г. Гилязова, Р. Аюпова, Л. Валиева, В. Сайфуллина – режиссеров, получивших образование в лучших театральных школах страны, учеников А. Попова, Ю. Завадского, Г. Товстоногова.
Масштабно и динамично раскрывается незаурядное дарование Ш. Мургазиной. Начав свою деятельность в конце 40-х, оттачивая профессиональное мастерство в работе над классикой, она открыла для башкирской сцены пласты многослойной образности, дала примеры философски емких, оригинальных сценических прочтений Чехова, Шекспира, Вольтера, Мустая Карима.
Вместе с новыми требованиями к художественной выразительности спектакля усложняются принципы сценографии, которая всё сильнее претендует на роль полноправного соавтора постановочного замысла. Подъём национального театрально-декорационного искусства во многом связан с деятельностью Г. Имашевой (1915 -1995), более четырех десятилетий главного художника академической сцены, а также много лет отдавшего театру С Калимуллина (1914-1989).
С начала 60-х театр приступает к сбору плодов на ниве современной драматургии.
Раскрепощение мысли, обилие волнующих тем, стремление раскрыть сложный внутренний мир человека – наиболее характерные черты башкирской драмы тех лет. Пьесы И. Абдуллина, Н. Асанбаева, А. Атнабаева, А. Мирзагитова, Р. Сафина, Ф. Богданова, отмеченные яркой самобытностью авторов, жанровым разнообразием составляют стержень текущего репертуара и с успехом идут в 60 – 70-е годы. Лучшие из них привлекают театр и сегодня.
Отдельная глава в биографии театра – его многолетнее содружество с Myстаем Каримом, драматургия которого стала одним из самых ярких феноменов советского театра 60-70-х годов.
Башкирскому академическому принадлежит заслуга первооткрывателя всех его пьес, многим из которых была суждена прекрасная последующая судьба на подмостках театров нашей страны и за рубежом.
Трагедии «В ночь лунного затмения», «Не бросай огонь, Прометей!» и «Салават», романтическая драма «Страна Айгуль», философская притча «Пеший Махмут», трагифарс «Коня Диктатору!» выводят башкирский театр на совершенно новый уровень художественно-образного мышления. Их философско-интеллектуальный потенциал и драматургическое новаторство побуждают к интенсивным поискам в области режиссуры, сценографии, актерского исполнительства, ведут к глубокому, масштабному и динамичному раскрытию безмерно усложнившегося мира и человека.
А в начале 70-х бразды художественного руководства театром переходят в руки молодых. С 1971 года коллектив возглавляет выпускник Ленинградского института театра, музыки и кино Лек Ва-лиев (1935 – 1993), энергично продолживший процесс обновления академической сцены. Его собственное режиссерское мышление тяготеет к объёмным, логически выверенным композиционным построениям, яркой рельефности сценических характеристик, наделено способностью открывать неожиданные грани как новых, так и, казалось бы, заигранных сценой произведений. Спектакли «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Всеми забытый» Н. Хикмета, «Огненный вихрь» А. Миргазитова, «Башмачки» X. Ибрагимова, «Салават» М. Карима, «Нэркэс» И. Юмагулова, «Красный паша» Н. Асанбаева свидетельствовали о высоком профессионализме постановщика.
Уже первые работы молодого режиссера вызывают к себе повышенный интерес как в самом театре, так и в около театральных кругах, прежде всего непривычным, новым способом работы над спектаклем, воспринятом у ведущих мастеров современной режиссуры, особой настойчивостью в достижении психологической правды на сцене, смелостью творческих замыслов и завидной последовательностью в их осуществлении.
В орбиту своих творческих устремлений он вовлекает поверивших ему актеров разных поколений. В его спектаклях заново засверкали дарования А. Мубарякова и 3. Бикбулатовой, Р. Сыртланова и X. Кудашева, X. Фахриева и А. Нафиковой, Г. Мубаряковой и Ш. Рахматуллина, раскрылись незаурядные актерские возможности 3. Валитова, Ф. Гафарова, Н. Ирсаевой, Т. Бабичевой, О. Ханова, А. Абушахманова. Тогда же складывается исключительно плодотворное содружество Р. Исрафилова с художником Т. Еникеевым и композитором Р. Хасановым.
Надо отметить, что к 70-м годам актерская труппа театра переживала не лучшие времена. Особенно тревожил все увеличивающийся разрыв между поколениями, резкий спад притока свежих, молодых сил. Напомним, башкирская студия ГИТИС вернулась в театр в 1959 году, а театральное отделение местного училища искусств делало свои выпуски всё реже. Хотя в середине 60-х годов в театр пришли подающие большие надежды Ф. Гафаров, Г. Хасанов, Т. Муллабаев, Н. Ирсаева, Т. Хисамова, X. Мингазова, Р. Хисамова, проблема формирования труппы стояла еще достаточно остро. Только в 1973 – 1974 годах в театр пришло солидное пополнение – первые выпускники Уфимского государственного института искусств, среди которых О. Ханов, А. Хафизова, Р. Набиуллин, С, Курбангалеева, Т. Бабичева, Р. Загитов.
С другой стороны, театр с каждым годом терял своих великолепных стариков. Последствия возрастной диспропорции в коллективе ощущаются до сих пор. Только с открытием УГИИ и началом систематической подготовки актерских кадров появилась возможность в дальнейшем восстановить процесс естественной преемственности поколений.
Значительными вехами в жизни театра 70-х стали спектакли: «Неотосланные письма» Г Кутуя, «Матери ждут сыновей» А.Мирзагитова, «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима, «И судьба не судьба» (по повести М. Карима «Долгое-долгое детство», инсценировка Р. Исрафилова).
Последний особенно емко воплотил лучшие черты театра тех лег: сосредоточенность на сущностных проблемах человеческого бытия, утверждение высоких нравственных идеалов, соединение тонкого лирико-психологического начала с напряженным драматизмом театральных метафор, редкостную слаженность сценического ансамбля.
В 1981 году Р. Исрафилов становится главным режиссером театра, на долгие годы определяя ведущие эстетические устремления академической сцены. Это время было сложным не только для искусства, но и для всей духовной жизни страны. Брежневская «эпоха застоя» с её идеологическими догмами и внешней парадной помпезностью отличалась глубокой внутренней раздвоенностью – итогом исчерпанности общественных идеалов. Жёсткая цензура и навязчивая опека, постоянный внешний контроль порождали гнетущее чувство внутренней несвободы, нередко превращая художника в покорного слугу власти.
К чести академического он вышел из этой эпохи, не утратив достоинства и душевного здоровья, глубинных связей со своим зрителем, черпая вдохновение из незамутненного источника народной мудрости с её гуманным отношением к миру и непреходящими нравственными ценностями. Он находил возможность говорить со сцены без фальши и лицемерия, обращаясь к философским иносказаниям «Пешего Махмута» М. Карима, психологической сложности «Трёх сестер» А. Чехова, публицистической страстности «Тринадцатого председателя» А. Абдуллина. Он ориентировал своих авторов на глубокий анализ противоречий жизни, на внимание к внутреннему миру человека. Не миновала театр и эйфория горбачевской перестройки. Он вновь оказался на пересечении противоречивых общественных интересов и отдал дань запросам дня, не избежав некоторой репертуарной эклектики и резких эстетических контрастов. «Карагол» Д. Юлтыя и «Башкирская свадьба» М. Бурангулова соседствуют в афише тех лет со «Старшим сыном» А, Вампилова и «Четырьмя женихами Диляфруз» Т. Миннуллина.
«Вознесись, мой Тулпар!» Ф. Булякова, «Последний патриарх» и «Озорной молодостью» А. Абдуллина.
Позиция театра разумна и понятна – он работал прежде всего для зрителя, ежевечерне заполнявшего его зал, стремился быть интересным и нужным всем его слоям, вместе с ним пройти этот новый крутой поворот отечественной истории.
Культурно-историческая ситуация начала 90-х годов при всей её неоднозначности отозвалась в театральной жизни Башкортостана заметными переменами к лучшему. Идет беспрецедентный процесс культурного возрождения, открываются новые театры, ведется интенсивная подготовка актерских и режиссерских кадров, устраиваются ежегодные республиканские театральные фестивали. В жизни академического происходят события, по существу, ставящие наш театр в ряд лучших театров России. Последние работы коллектива «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка, «Бибинур, ах, Бибинур!» Ф. Булякова, «Женщина, которая не умеет плакать» Эдуардо де Филиппе, «Ночной гость» Ф. Богданова, получившие единодушно высокую оценку театральной общественности и критики, свидетельствуют о глубинном обновлении традиций башкирской сцены и выходе её на качественно новый уровень художественного мышления.
Они свидетельствуют и о том, что театр, не забывая своих лучших традиций прошлых лет, живет и развивается в русле самых прогрессивных течений современной европейской сцены, органично соединяя самобытность с универсальной природой театрального действа.
В этих спектаклях труппа театра вновь подтвердила свою уникальную самобытность, высокий уровень профессиональной культуры, большие возможности современной исполнительский школы.
Вместе с коллективом прошел блистательный путь творческого осуществления тонкий мастер сценографии, главный художник театра Тан Еникеев. Неизменным соавтором последних постановок театра стал композитор М. Ахметов, яркое образное мышление которого щедро обогатило эмоциональную природу сценического действия. Совсем недавно, размышляя о содержании национальной культуры, Мустай Карим поделился мыслью о том, что «современный башкир не может замкнуться в своем культурном мире, отделяя себя от планетарных ощущений».
Именно такое понимание содержания национального искусства сегодня близко нашей академической сцене и составляет суть её духовных и художественных исканий. (По С. Кусимовой.)