Леонора Куватова и Радик Зарипов – ведущие танцовщики башкирского балета в 70-е -80-е годы. Творческая судьба распорядилась так, что вместе они станцевали самые сложные, самые виртуозные партии классического и современного репертуара на сцене Башкирского театра оперы и балета, с которым их связала актерская жизнь. В хореографии башкирского театра этих лет искусство Куватовой и Зарипова – явление незаурядное. Наделенные отличными природными данными, они получили великолепную школу в Ленинградском хореографическом училище.
Леонора Куватова начала свою творческую деятельность с участия в балете Н. Сабитова «Люблю тебя, жизнь!» (постановщик Л. Бородуллин). Усложненный хореографический язык, романтичность образов, переключение действия из конкретной реальности в психологический план таили в себе немалые трудности для исполнителей. Но Леонора Куватова удачно уловила современные интонации танца. Ее Айсылу, чуть угловатая, решительная, уверенно чувствовала себя и в сложных адажио с героями, и в вариациях-монологах последнего акта.
Последующие её работы были не менее интересны и для зрителей, и для знатоков балета. Её Мария в «Бахчисарайском фонтане» Асафьева (балетмейстер Ф. Саттаров) – гордая, своенравная паненка, всецело поглощенная своими чувствами. Одна из лучших ранних работ балерины – Сююмбике, девушка-птица в балете Ф. Яруллина «Шурале». Танец Куватовой в «Шурале» воздушен, движения напоминают взмахи крыльев, то взволнованных и трепетных, то успокоенных и умиротворенных. Ее героине присущи импульсивное стремление к свободе и поэтическая одухотворенность. Балерине одинаково удались в спектакле и образ сказочной птицы, и образ девушки, доверчивой и беззащитной.
Первой творческой удачей Радика Зарипова стала партия Тиля Уленшпигеля в одноименном одноактном балете Ф. Штрауса (балетмейстер Е. Щербаков). Затем последовали сольные партии в других одноактных балетах и хореографических миниатюрах.
Большой успех выпал на долю Л. Куватовой и Р. Зарипова в балете «Жизель» Адана. Их дуэты поразительно романтичны. Вначале юная героиня Куватовой весела и беззаботна, по тревожное предчувствие предстоящей драмы нарушает пасторальность встречи героев и сцены гадания на ромашке. Альберт в исполнении Зарипова покоряет искренностью своих чувств, что достигается точным вхождением в образ, ярким раскрытием характера через танцевальную пластику. Р. Зарипов блестяще владеет всем арсеналом средств классического танца. Но главное его достоинство – красивый прыжок и редкая пластичность.
Танцует ли Радик Зарипов Альберта в «Жизели» или принца в «Лебедином озере» и «Спящей красавице», в танце его звучит тема любви искренней, доверчивой, радостно-спокойной. Входя в готовый, давно идущий на сцене спектакль, актер вынужден всегда искать в порученной ему роли те черты, которые ближе его индивидуальности. Происходит процесс приспособления к роли, ведь очень важно, чтобы трактовка исполнителя отвечала образному строю спектакля и самой роли. В «Дон Кихоте», например, Базиль -Зарипов не просто весёлый малый, общий любимец, он обрел индивидуальные черты благодаря искусству исполнителя. Его гибкому и подвижному Базилю привольно в танцевальной стихии балета. Он появляется стремительным высоким прыжком, обыкновенный проход превращается у него в ритмичную танцевальную фразу. Танец с кастаньетами у Зарипова приближается к вариации, все движения как бы устремляются ввысь.
Леонора Куватова в этом спектакле создает народный характер, преисполненный юмора, темперамента и огня. Классический танец в балете подан сквозь призму испанского танца, с соответствующей постановкой рук и тела. И эта выразительность пластики помогает исполнителям передать остроту, колкость характера их героев, беспокойных и неуемных. Танец Китри брызжет энергией, он заразителен.
Есть у Зарипова и Куватовой еще одна очень удачная работа – Чиполлино и Редисочка в балете К. Хачатуряна «Чиполлино». Сложную, очень своеобразную хореографию балета – сплав классики и гротеска – оба освоили блестяще. Виртуозные вариации, поставленные балетмейстером Е. Майоровым очень остроумно, они исполняют играючи, необычайно легко.
Заслуживающей внимания была работа артистов над ролями Керри и Еерствуда в пластическом балете «Сестра Керри» на музыку Р. Паулса.
Концертная деятельность прославленного дуэта была богатая и захватывающая. Они исполняли в концертах па-де-де из классических балетов «Арлекиниада», «Пламя Парижа», «Праздник цветов в Дженцано»; великолепно смотрелись в их исполнении «Элегия» Рахманинова, концертные вальсы. Эти номера позволяли танцовщикам познакомить с искусством классического танца не только российских, но и зарубежных зрителей. В составе концертной балетной труппы под руководством В. Еордеева они побывали во многих странах мира. (По Ф Фаизовой )
А до Радтка что, Элеонора ни с кем не танцевала?