Рождение ребенка всегда было радостным событием в семье. Женщина, имеющая детей, пользовалась особым уважением и почетом.
Как правило, будущая мать вела обычный образ жизни, но для нее существовал ряд привилегий и запретов. Все капризы беременной относительно еды должны быть исполнены. По мере возможности старались не перегружать женщину физической работой, оберегали от нервных потрясений. Существовали и запреты магического характера. Например, беременной запрещалось крутить жернова, чтобы пуповина не обмоталась вокруг головы ребенка; садиться на кадку, иначе не будет выхода ребенку; смотреть на уродливых людей и, наоборот, нужно разглядывать красивых, чтобы ребенок стал похож на них.
С началом родов приглашали повитуху кендек эбей, которая входила в дом к роженице с молитвами. Родившегося ребенка подхватывала бабка и перерезала ему пуповину. Отсохшую пуповину не выбрасывали. Она была плотью ребенка и должна была охраняться также, как сам ребенок, его ногти, волосы, послед. Послед ребенка считался частицей ребенка и обряд захоронения последа был как бы имитацией погребения человека: послед обмывали с молитвами, заворачивали в белую ткань (саван для последа), перевязывали ниткой и закапывали в укромном месте. Захоронение последа осмыслялось как средство, обеспечивающее жизнь и благополучие ребенка.
Перерезав пуповину, бабка обмывала новорожденного теплой водой, правила ему головку, заворачивала в пеленки из старой рубахи отца или матери. Считалось, что старая одежда могла перенести на ребенка лучшие качества человека, носившего эту одежду.
Башкиры, как и многие другие народы, не могли представить существования человека без имени. Имя – его вторая, духовная суть, поэтому ребенку сразу давали, хотя и временное, имя. Сразу же, приняв ребенка, повитуха обвязывала запястье младенца какой-нибудь ниточкой и, заворачивая в пеленки, нарекала его именем. Новорожденный получал пеленочное имя. Постоянное имя ребенок получал только после чтения муллой молитвы «азан».
Пока роженица лежала в постели, родственницы и соседки приходили к ней с поздравлениями и каждая приносила что-нибудь съедобное для неё (масло, хлеб, чай, блины и проч.). В народе говорили: «Накормишь роженицу – будешь благословенна»). Если взрослые не могли прийти сами, они отправляли с гостинцами для роженицы своих детей.
Первые сорок дней после рождения ребенка считались наиболее опасными как для него, так и для его матери. В этот период новорожденный и его мать были еще очень слабыми и подверженными различным заболеваниям. Не зная причин многих болезней, люди объясняли их тем, что на ребенка пал дурной глаз. В народе была выработана целая система предохранительных мер, якобы способных предохранить от сглаза. Считалось, что способностью сглаза обладал любой человек, поэтому глядя на ребенка нельзя было хвалить его, говорить, что он красивый, здоровый. Если же при ребенке произносились похвальные речи, непременно следовало добавить «как бы не сглазить» и при этом трижды сплюнуть.
Важное значение имел цвет той или иной вещи. Способными отвлечь дурной глаз считались красный, черный и белый цвета как, наиболее яркие. Запястье ребенка перевязывали красной ниточкой, к волосам прицепляли кораллы, на лбу делали мазок красной краской. Лоб и брови ребенка обмазывали сажей. Лечили от сглаза заговоренной водой, а также водой, смытой с дверной скобы и оконных рам; окуривали дымом от сожженной душицы, можжевельника, березовой чаги.
На 3-й и 7-й день после рождения ребенка, устраивали торжество. Приглашались только женщины, чаще пожилые, человек 10 – 12. Гости приносили угощения: масло, сметану, различные сладости. После трапезы им раздавали мотки белых ниток, заранее приготовленных роженицей. Иногда вместе с нитками давали нагрудники, кисеты, колечки, лоскутки ткани. Перед уходом все произносили добрые пожелания.
Обряд наречения имени являлся центральным в цикле обрядов, связанных с рождением ребенка. Церемония наречения имени происходила следующим образом. На праздник созывались родственники, соседи, муллы. По случаю этого торжества готовилось обильное угощение. Ребенка укладывали перед муллой головой к кибле (направление, в котором молятся все мусульмане), после чего мулла, прочитав молитву «азан», трижды поочередно произносил в ухо ребенку: «Пусть твое имя будет таким-то». Во время обряда наречения имени роженица преподносила подарки повитухе, своей матери, свекрови. Повитухе дарили платье, платок или деньги.
Многие обряды родинного цикла имели под собой рациональную почву. Они были направлены на уменьшение физических и нервных напряжении для матери и ребенка. Различные дородовые и родовые обряды помогали создать ту необходимую обстановку, которая успокаивала роженицу. Установление 40-дневного «карантина» для ребенка и матери было также направлено на предохранение от возможностей заболевания и создания для них спокойной обстановки. С точки зрения практического применения заслуживает внимания пищевой рацион роженицы – молочные продукты, мед, мясной бульон.
Центральной фигурой в родинных обрядах выступала повитуха. Она считалась неоспоримым авторитетом для ребенка и для семьи роженицы, что воспитывало в ребенке уважительное и почтительное отношение к старшим.
Развитие ребенка отмечалось различными праздниками в его честь. Символика и ритуалы этих праздников придавали им эмоционально-эстетическую окраску, делали их запоминающимися событиями. (По Н. В Бикбулатову, Ф. Ф. Фатыховой.)
Интересная статья. Все это известно из жизни башкир, от бабушек, но вот то что давалось еще и пеленочное имя услышала впервые.
Очень интересно. Не думала что есть такая схожесть в культуре между Башкортостаном и Кыргызстаном. У вас тоже пьют кумыс, отдают калым за невесту, считают древними предками саков или скифов в остроконечных шапках. Далеко расположены но много общего!!
Айзада, Кыргызстан
Будем стараться не терять эти обычаи)))