Маленький светлый особняк в Уфе на улице Гоголя 27 появился в 1913 году. Уютный, как все постройки модерна, он расположен в глубине двора и камерная красота его не сразу обнаруживается прохожими. Здесь и хранится коллекция Государственного художественного музея имени М. В. Нестерова.
Коллекции подобных музеев всегда уникальны и привлекательны не только тем, что большая часть собраний связана с их локальной принадлежностью, но и тем, что экспонаты их не репродуцируются большим тиражом, а значит, не «примелькались». Знакомство с ними – всегда открытие для зрителя. Между тем наш музей имеет свою историю, которая сама по себе – страница общей истории культуры Башкирии и России.
«Радуюсь тому, что далёкие мои мечты осуществились: Уфимский музей, собранное в нём искусство нашей страны входит в жизнь, в духовный обиход всех тех, кто с ним знакомится…», -писал М. В. Нестеров в 1940 году сотрудникам музея. Он подарил городу, в котором родился и провёл своё детство, коллекцию – 102 картины. Дар состоял из 72 работ русских художников второй половины XIX – начала XX века и трех десятков собственных работ. Сегодня в собрании музея около ста работ Нестерова, а весь фонд музея насчитывает свыше восьми тысяч экспонатов русского, башкирского и западноевропейского искусства.
Музей открыл свои двери для первых посетителей в 1920 году. С тех пор он собирает в свой уютный особняк всех, кто тянется к искусству. Шумно и многолюдно здесь в дни открытий выставок. Необыкновенная атмосфера восцаряется в залах вечерами, когда открывает двери «Музыкальная гостиная» и певческие голоса и звуки скрипки или клавесина сливаются с красками полотен, образуя гармонию цвета и звука.
Но всё же главное здесь – сама коллекция. Ее хронологические рамки охватывают с XI по XX век. Наиболее ранние экспонаты -кресты, образки, панагии, созданные руками русских мастеров литья и чеканки. Музеем собрана прекрасная коллекция древнерусских икон. Основную экспозицию в залах украсили великолепные образцы мастерства иконописцев московской, новгородской школ, иконы северных писем «Богоматерь Одигитрия», подписная икона мастера XVII века Симона Ушакова «Спас Нерукотворный». Одно из центральных мест занимает икона праздничного чина «Благовещение», созданная в середине XVI века новгородским мастером, сияющая позолотой с киноварью. Фонд древнерусской живописи насчитывает около двухсот икон. Время не стёрло красоту мерцающих красок, не уничтожило ауру, исходящую от икон и рождающую в зрителе состояние возвышенного благоговения.
XVIII век в искусстве России отмечен высоким взлетом портретного жанра. В коллекции музея парадный портрет этого столетия представлен работами екатерининского времени – это репрезентативные образы Екатерины II, генерал-аншефа екатерининской армии графа Мусина-Пушкина, невестки Екатерины – Марии Федоровны. Образ красивой, умной, не лишённой кокетства незнакомки с внимательным взглядом карих глаз предстаёт перед зрителем в камерном «Женском портрете» кисти неизвестного автора XVIII века.
Первая половина XIX века представлена работами ведущих художников этого времени: В. А. Тропинина, О. А. Кипренского, А. О. Орловского, С. Ф. Щедрина.
Строг по колориту «Портрет Варвары Дмитриевны Воейковой» кисти основоположника московской школы реалистического портрета В. А. Тропинина. Мягкая лирика и благородство души читаются в облике молодой женщины пушкинской поры. Романтизмом, рождённым победами в Отечественной войне 1812 года, овеяна батальная композиция акварельного листа «Всадник-башкир» художника А. О. Орловского. За меткость в стрельбе из лука «северными амурами» были прозваны башкирские воины, участвовавшие в войне с наполеоновскими войсками. Ореолом героики окружен образ всадника на белом коне.
В экспозициях многих музеев страны можно встретить работы И. К. Айвазовского, наследие которого исчисляется огромной цифрой – около шести тысяч работ. В коллекции уфимского музея -два великолепных больших полотна «Ночь в Венеции» и «Утро в Неаполитанском заливе», в которых иллюзорность воды, световоз-душной среды и тумана даёт возможность почти физически ощутить дыхание моря.
Вторая половина XIX века – время расцвета русской реалистической живописи. В собрании музея – психологический портрет доктора Краузе, написанный Н. Н. Ге, и «Портрет Н. Б. Нордман-Северовой» кисти И. Е. Репина, в котором художнику удалось донести до зрителя творческую атмосферу, царящую в комнате, и обаяние личности сидящей за письменным столом спиной к зрителю женщины – детской писательницы и жены художника. Разнообразен по образному строю раздел русского пейзажа: рядом с гражданской лирикой «Деревенского пейзажа» А. К. Саврасова поэтическая элегия работ И. И. Левитана «Лесная сторожка», «К вечеру. Река Истра». В соседстве с эпическими живописными симфониями о русском лесе, созданным И. И. Шишкиным, лирическая грусть пейзажа И. П. Стефановского «После ливня».
Поисками нового художественного языка отмечено искусство России рубежа XIX-XX веков. Многообразие творческих устремлений различных группировок, характеризующее русское искусство этого периода, достаточно полно представлено в коллекции музея («Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Союз русских художников»). В экспозиции – артистичный «Портрет балерины Е. Карзинкиной» В. А. Серова, утонченно изящный «Портрет Г. Улинич» П. И. Келина, неспешный славянский «Хоровод» Н. К. Рериха, яркий, сочный натюрморт П. П. Кончаловского, «миражная» тихая живопись П. В. Кузнецова, эпатирующие публику обнажённые женщины в красных и голубых гольфах Д. Д. Бурлюка – «отца русского футуризма».
С 1915 но 1918 год Бурлюк жил и работал в Башкирии. Отсюда он выехал сначала на Дальний Восток, затем в Японию и Америку. В музее хранятся работы башкирского периода творчества художника. Эта уникальная коллекция из 36 работ неизменно привлекает внимание отечественных и зарубежных специалистов.
Гордость музея – коллекция работ М. В. Нестерова, дореволюционного периода творчества. Многие из картин созданы художником в Уфе. Дом Нестеровых находился по улице Центральной, где в 1862 году в купеческой семье и родился Михаил Васильевич. Из этого дома в десятилетнем возрасте отправился он в Москву, где закончил Московское училище живописи и ваяния. Но даже будучи уже признанным художником и навсегда поселившись в Москве, он никогда не изменял своей любви к Уфе. Здесь он пишет множество пейзажных работ, огромное полотно «Родина Аксакова» – живописный памятник писателю, здесь же рождаются многие программные его произведения, в том числе и «Видение отроку Варфоломею», первый, незаконченный вариант которого хранится в музее.
Немногочисленна, но небезынтересна по составу и зарубежная коллекция музея. В её собрании – живописные полотна западноевропейских мастеров XVI – XIX веков. Среди них имена итальянских художников Дж. Каналетто, Дж. П. Паннини, французов Н. Ланкре, Ф. Жерара, К-Ж. Берне, голландских мастеров Л. Бакхей-зена, К. П. Берхема. В состав коллекции западноевропейского искусства вошёл также большой раздел графики. Около двухсот графических листов дают представление о развитии этого вида искусства в странах Европы. А. Дюрер, Дж. Б. Пиранези, Ф. Бартолоцци, Д. Робинсон, Р. Стрендж – с этими и многими другими известными мастерами встречается зритель в музее, знакомясь с собранием западноевропейской гравюры. Музейные фонды хранят разделы русского и зарубежного фарфора, стекла, изделий из металла. Уникальность коллекции и её своеобразие во многом определяет фонд башкирского изобразительного искусства.
В музее собраны работы первых художников Башкортостана К. С. Девлегкильдеева, М. И. Елгаштиной,,А. П. Лежнева, живописца и наставника многих башкирских художников А. Э. Тюлькина.
Золотой фонд искусства республики – произведения А. Ф. Лут-фуллина, Б. Ф. Домашникова. А. Д. Бурзянцева. Прекрасные страницы в историю башкирской культуры вписаны скульпторами 3. Р. Басыровым, Т. И. Нечаевой. Украшение коллекции – натюрморты А. X. Ситдиковой, оптимистичные и насыщенные по колориту и национальному звучанию. Музей активно пополняет коллекцию и работами молодых авторов. Творчество башкирских художников было не раз представлено на международных выставках. Произведения многих из них хранятся в крупнейших музеях страны и в зарубежных коллекциях, но всё же самое полное собрание башкирского искусства – в Художественном музее имени М. В. Нестерова.
По И. Оськиной
PS: Специализированный автосервис по ремонту коммерческого транспорта любой сложности https://remkpp.ru/