В Башкортостане в мире и дружбе живут люди самых разных национальностей. Дружба, уважение к культуре и обычаям каждой национальности стали нормами жизни в нашей республике. Сохранить такое отношение между людьми – это наш долг перед предками.
Башкиры – коренной народ Республики Башкортостан. По его имени образовано название республики. К сожалению, в годы существования СССР уделялось недостачно внимания сохранению культуры и национальной самобытности народов России. Пережитки этого сохранилось до сих пор. Нередко можно услышать от самых видных политиков фразу: «Мы русские», вместо – «Мы россияне». Такие люди забывают о всех других национальностях, проживающих в России, что, разумеется, недопустимо. Поэтому во второй половине 1980-х годов началось движение народов России за национальное возрождение. Не остались в стороне и башкиры. Одной из форм сохранения культуры башкирского народа, а также (обратите на это внимание) всех других национальностей, проживающих на территории республики стало проведение курултаев.
Первый всемирный курултай (конгресс) башкир прошёл 1-4 июня 1995 года в городе Уфе и районах республики. Второй Всемирный курултай прошёл 10-11 июня 2002 года. Обращаясь к народам Республики Башкортостан делегаты Второго Всемирного курултая, сказали следующее:
Мы призываем все народы Республики Башкортостан и дальше укреплять межнациональное доверие и согласие, не допуская противоречий и конфликтов во взаимоотношениях, избегая действий, способных обострить межнациональные отношения.
Мы верим в будущее родного Башкортостана – общего дома для всех народов республики!
Население Башкортостана. О численности башкир в конце XVIII – середине XIX века существуют различные мнения. По подсчётам дореволюционного ученого В. Э. Дена, башкир на рубеже XVIII – XIX веков было всего 185 тысяч душ обоего пола. Ф. А. Фиельструп считал, что общая численность башкир в 1796 году составляла около 235 тыс. человек. Численность башкир в 1800 году округляется у У. X. Рахматуллина в 184 – 186 тысяч и у Б. X. Юлдашбаева – около160 тыс. Р. Г. Кузеев называет цифру 250 -275 тысяч человек, дополнительно учитывая 30 – 40 тысяч сартов и аюкинских калмыков, которые к началу XIX века в основном уже растворились в башкирской этнической среде.
Первая половина XIX века характеризуется дальнейшей колонизацией Башкортостана, что наряду с естественным приростом привело к повышению плотности населения. Так, в 1811 году Оренбургскую губернию населяло около 788 тыс. человек. В 1822 г. численность мужского населения Оренбургской губернии достигла 552227 человек. Кроме башкир в губернии было: русских крестьян – 206997 человек, ясачных татар, тептярей и мишарей -124675, купцов, мещан, заводских крестьян и прочих, не занимающихся хлебопашеством – 50352, отставных солдат, казаков и их детей – 33068, казаков Уральского войска —15274 человек.
В 1989 г. общая численность равнялась 3943313 человек, в том числе русские – 1548291 человек или 39,3%. Учитывая военные годы, приток и отток населения, общий демографический рост всего, в том числе русского населения следует признать нормальным.
Динамика численности башкир и татар требует тщательного анализа, особенно – заметное уменьшение числа башкир и, соответственно, увеличение числа татар по данным переписи 1989 года. Где же корни этого демографического явления? Для этого следует обратиться к истории.
Создание и активное функционирование башкирского литературного языка на базе южного и восточного диалектов без учета северо-западного диалекта практически положило начало дифференциации башкирского этноса, отстранило северо-западных башкир от общего направления культурно-языкового развития.
В 1970 – 1980 годах была предпринята попытка в башкирских деревнях северо-западного Башкортостана ввести школьное преподавание на башкирском литературном языке и таким путем, начиная с юного поколения, возродить среди перешедших на татарский язык башкир башкирский язык в современной литературной форме. Преподавание в школах на башкирском языке без учета особенностей северо-западного диалекта встретило недовольство и было приостановлено.
Результаты неправильной национальной политики в Башкортостане в отношении северо-западных башкир получили чёткое отражение в статистике. По переписи 1926 года в Башкортостане из 625,8 тысяч башкир 280 тыс. (44,7%) назвали родным языком татарский, в 1939 г., соответственно, из 671 тысяч башкир – 306 тыс. (45,6%), в 1959 г. из 737711 человек – 309 тыс. (41,8%), в1979 г. из 935,9 тыс. башкир – ЗЗЗтыс. (более 28%), в 1989 г. из 863,8 тыс. человек – 216 тыс. (около25%).
Цифры об общей численности башкир 1979 г. и 1989 г. особенно показательны для обрисованной политики. Численность башкир без учета естественного прироста за 10 лет уменьшилась на 72,1 тыс. человек, тогда как по стране в целом возросла на 78 тысяч человек или на 5,7%.
Перепись 1926 года показывает, что в Башкортостане было 135960 (4,3%) мишарей и 23290 (0,9%) тептярей. Соответствуют эти цифры исторической действительности или нет, это неважно. Важно, что эти народы в переписи указали свою этническую принадлежность. В переписи населения 1939 г. и последующих переписях мишарей и тептярей причислили к татарам. Это было грубейшим нарушением прав народов на самоопределение. Мишари по языку, быту и культуре отличаются от татар, хотя и близки к ним. Недаром среди современных мишарей замечается преобладание, в отличие от казанских татар, понтийского антропологического типа. Почти все крупные этнографы России связывали и связывают мишарей с древним финно-угорским племенем «мещера», жившим в бассейне Средней Оки и впоследствии тюркизированным.
Тептяри возникли как сословие в конце XVII века. Термин «тептяр», по мнению А. 3. Асфандиярова, происходит от башкирского слова «тибеу» — выгнанный из общины. По архивным источникам, в XVIII веке большинство тептярей были башкирами. Потом в их ряды постепенно вливались марийцы, татары, мишари и другие. В начале XX в. тептяри находились в стадии перехода от сословия к этносу. Процесс формирования тептярей как этноса не завершился и был приостановлен бурными событиями 1917 года.
В последние десятилетия отмечается уменьшение численности народов Башкортостана. Так, с 1970 по 1989 гг. число чувашей сократилось на 8129, марийцев – на 3870 человек, мордвы – 8822, удмуртов — 4322, украинцев – 2015, белорусов – 947, немцев -1081 и евреев – 1757 человек. Причинами этого являются отток населения на историческую родину (особенно евреев в Израиль, немцев в Германию и т. д.), в новые промышленные районы, ассимиляция более крупными народами (например, при смешанных браках обычно дети пишутся русскими) и сокращение естественного прироста.
(Рим Янгузин.)