Удмурты – коренной народ Приуралья (самоназвание удмурт, утморт, укморт). Проблема происхождения этнонима «удмурт» не выяснена. Самоназвание официально получило право гражданства в 1932 году, когда Вотская АО была переименована в Удмуртскую автономную область.
Общая численность удмуртов по переписи 1979 года – 714 тысяч человек. Основная масса, около 70% (498 тыс.), живет в пределах Удмуртии. Небольшими группами удмурты расселяются в соседних республиках – в Башкирской, Татарской, Марийской, а также в Казахстане и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Традиционно удмуртов делят на северных и южных; различия между ними прослеживаются главным образом в элементах материальной культуры и языке. Внутри удмуртского этноса имеются следы более мелких этнических образований разного происхождения: ватка, калмез, улланъес, тупалъес, тапалъёс, выл, мэр, эль и т. д. Представляет интерес существовавшая в прошлом воршудная организация удмуртов (запрет на браки между близкими родственниками). Каждый удмурт хорошо знал о своей принадлежности к определенному воршуду. В то же время все группы удмуртов отчетливо осознавали свое единство и общее происхождение.
В Башкортостане удмурты расселены преимущественно в лесных северных и северо-западных районах, большей частью – в Янаульском, Татышлинском, Калтасинском и Бураевском районах.
Переселение удмуртов на территорию Башкирии, начавшись в XVI в. (после падения Казани), продолжалось с нарастанием до конца XIX в. В прошлом столетии поток мигрантов-удмуртов был наиболее плотным, о чем свидетельствуют следующие данные: к концу XVIII – началу XIX в. удмуртов в Башкирии было 3000 человек, в середине XIX в. – 13 тысяч, к началу XX в. – около 25 тыс. человек. Согласно материалам Всесоюзной переписи 1970 г., численность удмуртов Башкортостана составила почти 28 тыс. человек.
Удмуртские деревни Башкортостана в основном однонациональны, однако часть удмуртов живет в национально-смешанных поселениях. Среди последних больше удмуртско-татаро-башкирских, хотя встречаются и удмуртско-русские, и удмуртско-татаро-марийские, и другие варианты. Ныне часть удмуртских деревень объединена в однонациональные колхозы, другие входят в хозяйства, включающие население разных национальностей.
Однородность хозяйственно-культурного типа местного населения с таковым у удмуртов позволила удмуртам-переселенцам и на новом месте жительства продолжать свое традиционное занятие земледельческим трудом и соблюдать привычные обычаи и обряды как аграрного, так и семейно-родового циклов.
Ощутимое влияние испытал на себе удмуртский язык не только на лексическом (что сразу обращает на себе внимание), но и на фонетическом и морфологическом уровнях. Кроме того, большинство здешних удмуртов разговаривает на татарском языке, становясь, таким образом, трехъязычными (удмуртский, русский, татарский).
Тюркское влияние видно и в материальной культуре удмуртов Башкирии: в планировке усадьбы и некоторых особенностях жилища, в колорите, отдельных элементах и деталях одежды и украшений, в заимствовании ряда блюд татарской и башкирской кухни (бишбармак, бялеш, кыстыбый и др.).
Воздействие тюркоязычных соседей на духовную культуру удмуртов выразилось в музыкально-поэтическом творчестве последних. Их песенные тексты созданы на местном наречии, изобилующем тюркизмами. Немало заимствований и из музыкального фонда соседних народов: в одних случаях перенимается понравившаяся мелодия, к которой создается оригинальный удмуртский текст, в других случаях на удмуртский язык переводят и текст полюбившейся песни, в третьих – песни соседних народов поют на языке оригинала. На молодежных вечерах и народных праздниках в удмуртских деревнях Башкирии звучат, кроме удмуртских, татарские, башкирские, русские, марийские песни. При всех проявлениях иноэтнического влияния в языке и традиционно-бытовой культуре удмуртов Башкирии у них сохраняется четкое этническое самосознание, растет тяга к профессиональной культуре удмуртов, ощущается стремление к расширению связей с Удмуртской Республикой.
Л. С. Христолюбивой, Т. Г.Минияхметовой.