Башкирская конница представляла собой довольно значительную силу, когда использовалась в сочетании с регулярными войсками. Особенно в лесах, степях и горах она была неуловима. Искусно владея луком и пикой, она метко поражала противника. К воинским снаряжению относились поясные ремни, колчаны и налучья, кожаные щиты, сабельные ножны и рукоятки, позднее – различные футляры и сумы для дроби и пороха. Если в распоряжении богатых и более состоятельных имелись не только пики и сабли, но и пистолеты и ружья, то бедная часть населения была вооружена главным образом луком, саблей и пикой.
Башкирский боевой лук склеивался из двух пластин разнородного дерева. С внутренней стороны для прочности и упругости в нем бывали подклеены по всей длине роговые пластины. А снаружи для предохранения от сырости он оклеивался берестой. Лук был небольшой, метр длиной, довольно сильно изогнутый, с ото¬гнутыми концами, очень эластичный. Тетива боевого лука чаще всего была шелковая. Хранился лук и возился в поход в кожаном налучнике, украшенном тиснённым орнаментом или железными бляхами, покрытыми серебряным чеканным узором. Стрелы помещались в колчанах, по 16-25 штук каждом.
В качестве боевого оружия употреблялись особого рода кистени – железный шар, укрепленный при помощи короткой цепи на конце довольно длинного древка.
Железные копья или пики имели ромбическую в сечении форму, с глубокой втулкой, насаживающейся на длинное древко.
Оборонительным башкирским оружием были железные кольчуги и латы из кованых железных пластинок, нашитых на сукно.
Со второй половины XIX века кремневые ружья у башкир вытеснили пистонные, появились и берданки. Некоторым своеобразием отличались ружейные принадлежности. На ремне была привязана пороховница из козьего или коровьего рога, кожаный мешочек или роговой сосуд для дроби, футлярчик для пистонов, костяная мерка для пороха и дроби, особый кожаный мешочек для пуль или матерчатый для пыжей.
Лучшие народные мастера трудились над изготовлением украшением воинского снаряжения, так как для башкир и воин, и конь были олицетворением боевой славы и доблести.
По Н. Бикбулатову.