В стародавние времена проживали на свете старик со старухой, и был у них один-единственный сын. Только было вырос он и возмужал, как захворал и слег старик. Почувствовав, что дела его плохи, обратился он к старухе с такими словами:
— Я вряд ли уже поднимусь на ноги. Чую, пришел мой конец. Оставляю вам триста рублей денег. Если каждый год будешь выдавать сыну по сто рублей на необходимые нужды, хватит на три года. А через два-три года он и сам будет способен зарабатывать.
Вскоре он умер. Согласно его завещанию старуха отправила сына на базар.
— Смотри, покупай вещей не больше, чем на сто рублей, — строго наказала она.
Пришел юноша на базар, ищет и найти ничего не может такого, чтобы не больше ста рублей стоило. А там и базар стал расходиться, и остался незадачливый паренек с пустыми руками. Возвращается он домой и видит: стоит под мостом какой-то седобородый старик.
— Куда ходил, что купил? — стал он расспрашивать у юноши.
— На базар ходил, — отвечает юноша.— Мать велела купить вещей не больше, чем на сто рублей. Но ничего за эту цену я не нашел.
— Если тебе понравится, сынок, то у меня есть слово ценой в сто рублей. Если хочешь, купи его. Оно звучит так: «Не обходи вареный суп».
Согласился юноша, отдал старику сто рублей и пошел своей дорогой.
Дома спрашивает его мать:
— Ну, что купил, сынок?
Пришлось ему рассказать все как есть. Потужила она малость, потом говорит:
— Ладно уж, купишь в другой раз что-нибудь на сто рублей.
Но в другой раз юноша опять ничего не нашел такого, что бы стоило сто рублей. Возвращается он ни с чем, и снова видит у моста все того – же старика. Узнав, что тот опять потерпел на базаре неудачу, говорит старик:
— У меня есть еще одно слово, и стоит оно сто рублей. Если понравится — купи!
— Куплю, — отвечает юноша. — Говори свое слово.
— Красив тот, к кому лежит душа.
Дома он опять огорчил мать своим рассказом. Но что делать, говорит она ему:
— Ладно уж, сынок, может быть, в третий раз повезет.
Еще один год минул; отдает старуха сыну последние сто рублей. Снова мечется он по базару в поисках вещи, которая стоила бы сто рублей. Нет такой вещи! Идет он домой с пустыми руками и опять встречается ему у моста знакомый старик.
— У меня есть еще одно слово ценой в сто рублей, — говорит он юноше. — Чем возвращаться домой ни с чем, купи у меня это слово! А звучит оно так: «На добро не отвечай злом».
Отдал юноша последние сто рублей, задумался по дороге: “Я уже взрослый джигит. Истратил последние деньги, оставшиеся от отца. Как будем жить дальше? Стыдно перед матерью. Лучше поищу где-нибудь подходящую работу, может быть, вернусь не с пустыми руками…»
Не заглядывая домой, ушел он в края чужие. Долго шел, и встречаются ему караванщики. Спрашивает у главного караванщика:
— Дядя, не нужен ли вам работник?
— Нам нужен человек, который поил бы караван, — отвечает главный караванщик. — Сколько просишь?
— Будете платить, как сами сочтете нужным, — сказал юноша и пристал к каравану.
Немало времени провел он вместе с караваном, превратился в крепкого и красивого юношу.
Однажды, в дождливый день, остались караванщики без огня. Бьют кресалом, да отсырел трут — не загорается огонь. Тогда они отправили юношу на поиски жилья — авось кто-нибудь даст им огня. Долго бродил джигит в окрестных местах, пока не оказался у реки, где стоял домик. Не долго думая, постучал он в дверь. Переступил пopoг того домика и видит: сидят на нарах две девушки и седовласый старец. Одна из девушек была истинной красавицей, другая — уродливая, вся в бородавках, как жаба. Юноша робко сказал про свое дело.
— Огня мы тебе дадим, — отвечает старец, — но скажи мне сперва: какая из этих девушек красивее?
И вспомнилось джигиту слово, которое он купил у старика возле моста за сто рублей:
— Красив тот, к кому лежит душа.
— Ай, спасибо! — воскликнул старец. — Вот именно, красив тот, к кому лежит душа. Я люблю эту свою дочку, хоть вся она в бородавках, как жаба. Но каждый, кто входит в мой дом, хулит именно ее, и у каждого из них я отрубаю голову, а тело выбрасываю в реку.
Он повел джигита в сарай и показал там девяносто девять отрубленных голов.
— Если бы ты не произнес тех слов, твоя голова могла стать сотой, — сказал он. Дав огня и обласкав, он отправил джигита восвояси.
Таким образом, благодаря тому слову, джигит спасся от смерти.
После долгого перехода караван добрался до большого города. Караванщики не стали заезжать в город, распрягли своих лошадей и пустили их пастись на зеленой лужайке, сами же улеглись спать. На рассвете джигит отправился поить лошадей. На берегу реки увидела его какая-то молоденькая женщина. Это была одна из многочисленных жен здешнего царя. Увидела она молодого и красивого джигита и сразу же в него влюбилась. Подошла она к нему, перейдя речку вброд, и уговорила его пойти с ней во дворец. Отпустил он лошадей на волю и отправился вслед за ней.
Во дворце она сказала царю:
— Ко мне приехал мой братишка, который живет далеко отсюда.—
И так она радостно за ним ухаживала, что царь ей поверил и, как следует угостив, устроил в роскошной комнате. Вечером джигит запер дверь и лег спать. Но тут раздался стук в окно, смотрит он, а там — та самая молодая женщина.
— Открой, мой джигит, — говорит она ему. — Проведем вместе ночь, порезвимся…
«Нет, — сказал джигит сам себе, — тебе здесь оказали почести, я не могу делать худое хозяину». И тут он вспомнил слова старика: «На добро не отвечай злом…»
И он не стал открывать ни дверей, ни окон этой бесноватой женщине. А та пробродила вокруг да около, до самой полночи и, сильно уязвленная, пошла к царю:
— Вот и делай добро брату! Твой бесценный шурин подговаривал меня убить тебя и завладеть твоим царством, — сказала она. — Вот и верь после этого родственникам!
Сильно разгневался царь-батша. Отдал бы приказ немедленно убить джигита — связан с ним родственной кровью жены, обычай не велит. И тогда он решил пойти на хитрость, велел объявить по всему городу: тот, кто завтра с рассветом сможет незаметно пробраться в пределы его сада, тому он отдаст половину своего царства. Ту волю царя вестники объявляли повсюду — на площадях и майданах и даже на окраинах города. «Если этот джигит зарится на мое царство, он непременно должен клюнуть на мою хитрость», — благоразумно решил владыка. Ну, а своим стражникам он дал приказ без всякого разбора убить того, кто первым проберется в его сад.
Джигита и в самом деле привлекло такое странное решение царя, и на рассвете он отправился в город. Идет он и видит: горит у дороги очаг и какая-то старуха варит что-то в котле над тем очагом. Когда джигит приблизился к ней, она к нему обратилась с такими словами:
— Сынок, испробуй моего супа. У меня сильно заболел единственный сын. Вот я и решила кормить каждого усталого путника, авось это поможет встать на ноги моему сыну.
Джигит пытается убедить ее в том, что очень спешит, что ему надо непременно добраться к рассвету до города, но она продолжала его молить не отвергать ее просьбы. И тогда ему вспомнились слова старика о.том, что не следует обходить вареного супа.
Суп старухи действительно оказался необыкновенно вкусным, и джигит ел его, позабыв обо всем на свете.
А там и рассвет наступил…
В это время та молодая женщина, что оклеветала джигита, решила так: чем быть одной из жен царя, заполучу-ка я его полцарства да выйду замуж за какого-нибудь молодца! С тем облачилась она в мужскую одежду и с рассветом проникла в царский сад. Поджидавшая стража тут же ее убила. Пришел царь взглянуть на убитого, глядь — а это его собственная жена!..
Таким образом, благодаря купленным у старика трем словам джигит дважды спасся от гибели.
Наверное, это и есть то, что предки наши выразили такими словами: «Доброе слово — жизни основа, злое слово — смерти оковы».