Фольклор автохтонного народа Южного и Среднего Урала башкир представляет собой громадное и бесценное богатство в сокровищнице мировой культуры. Это великое духовное наследие в течение вот уже двух столетий по крупицам собиралось, публиковалось в разного рода изданиях и изучалось. О роли и значении фольклора в жизнедеятельности человека и общества особо говорить нет необходимости. Его материалы наряду с данными археологии, антропологии, этнографии и лингвистики служили и служат ценнейшими источниками в комплексном методе исследований по этногенезу и истории как башкир, так и других народов Урала и всего евразийского континента. Если же обратимся к более конкретной области народного творчества – к примеру, музыкальному фольклору, – то и здесь значение и роль его неоценимо велики. Именно на мощном фундаменте музыкального фольклора закладывались основы башкирского профессионального исполнительства, внедрялись новые для национальной музыки формы хорового пения и ансамблевого, оркестрового инструментализма, а также создавались композиторами произведения в различных жанрах и музыка для спектаклей различных театров; на его основе выросли и специалисты-музыковеды.
В фольклористике особое значение придается изданию фундаментальных научных сводов, содержащих всю совокупность духовного богатства народа, созданного им на протяжении многих веков своего исторического развития. В начале последней трети XX века это удалось и башкирским фольклористам. Правда, нельзя назвать его полным и всеобъемлющим, также нельзя считать и свободным от идеологических и конъюнктурных купюр. И всё же состоящий из 18 книг этот капитальный труд – плод самоотверженной деятельности многих и многих, от собирателей-энтузиастов народных жемчужин до именитых ученых и исследователей, - увидел свет и стал выдающимся явлением духовной культуры народа. Он ознаменовал собой определенный крупный этап в на учно-практической деятельности в области фольклористики, предопределил её дальнейшее развитие. Сейчас начато повторное, обогащенное и дополненное новыми материалами издание этого свода из 36 томов.
Составление национального фольклорного свода – трудный и долгойременный процесс, который начинается с отбора текстов и кропотливой текстологической работы и кончается подготовкой научно-справочного аппарата издания. Это напряженный до изнурения умственный и физический труд. В благородное, почетное дело создания свода «Башкирское народное творчество» внесли весомый вклад ученые, чьи имена указаны в конце данной статьи. Не подвергая сомнению значимость и значительность их труда, хотелось бы упомянуть здесь ещё одного исследователя. Это – великий Мухаматша Бурангулов. Запиши он только один-единственный «Урал батыр» – величайшее произведение мирового значения - его беспримерный подвиг остался бы в веках.
Ахнаф Харисов, ученый-литературовед, широко известный монографией «Литературное наследие башкирского народа», был первым руководителем научного свода башкирского фольклора. Снискал он известность ещё и тем, что на протяжении нескольких лет собирал и исследовал произведения устного поэтического творчества, составлял из них сборники. В 1954-1959 годах выпустил трехтомное издание, предвосхитившее будущий капитальный труд. Под руководством и при активном личном участии А. Харисова были выработаны основные принципы составления свода как научно-популярного серийного издания, проведена систематизация, жанровая классификация текстов. Большую лепту внес он в подготовку научно-справочного аппарата издания.
Ахнаф Ибрагимович был.составителем и научным редактором нескольких томов свода. Научным руководителем свода после Ха-рисова и Гайсы Хусаинова стал до завершения работ Hyp Тали-пович Зарипов. Известный исследованиями по творчеству башкирских писателей, он занимался фольклором, где его стихией были богатырские и сатирические сказки. Третья книга свода «Эпос» целиком составлена им, вступительная статья и комментарии тоже его. К сожалению, по соображениям идеологического характера, в свод не вошло крупное знаменитое произведение башкирского фольклора «Идукай и Мурадым», подготовленной Н. Зариповым с его блестящей статьей о нём и справочными сведениями.
Это эпическое повествование он смог издать только спустя десять лет отдельной книгой. Личный весомый вклад Зарипова особенно проявился в редактировании текстов и жанровой классификации произведений, в подготовке комментариев.
Крупный исследователь белорусских, украинских и русских сказок Лев Бараг был большим знатоком и башкирских сказок. Пять томов свода составляют сказки волшебные, волшебно-героические, богатырские, о животных, социально-бытовые. В их классификации, систематизации и комментировании самое деятельное участие приняли Лев Бараг и Ахмет Сулейманов, видные исследователи фольклора. Учитывая широкое научное значение сказочного эпоса, сюжеты произведений они передали и на русском языке, произвели типологический анализ сказок по международному указателю Аарне-Томпсона и по сравнительному указателю сюжетов восточнославянских сказок. Что очень важно: ученые ввели в научный оборот в данном своде многие неизвестные доселе произведения. Например, в пятой книге сказок из 189 текстов 183 печатаются впервые.
Предметом исследований Фанузы Аитбаевны Надршиной были предания и легенды, загадки, пословицы и поговорки. Эти жанры фольклора и составляют три тома в «Башкирском народном творчестве», подготовленных, прокомментированных Надршиной. Обстоятельные предисловия написаны также ею. В них учёный раскрывает особенности развития афористических и малых прозаических жанров фольклора, делает интересные выводы относительно существования видов фольклора в живой бытовой практике и духовной жизни народа в современных условиях. Она автор-составитель впервые изданного на башкирском, русском и английском языках башкирских народных песен-преданий, а также автор монографий «Память народная» и «Слово народное».
Выдающийся ученый Мухтар Муфаззалович Сагитов с каждым годом приобретал все более широкую известность в международном масштабе как крупнейший исследователь эпоса, но неожиданная трагическая смерть помешала всему.
Четыре книги свода составлены, прокомментированы и снабжены предисловиями, что само по себе является великим трудом, но заслуги ученого не ограничиваются этим. В своде использована классификация эпических сказаний, впервые предложенная им. До него эпос классифицировали либо по сюжету, либо по идейно-тематическому принципу, что не имело убедительной научной основы. Сагитов предложил свой, хронологический принцип, который учитывает историческую последовательность тематики и эволюцию национально-художественной природы жанра, его идейно-эстетическое развитие. В своде «Башкирское народное творчество» эпические сказания классифицированы так: мифологические, эпические животного цикла, любовно-романтические, борьба народа против захватчиков, эпические о междуусобицах, антиколониальные, заимствованные из восточной литературы. Метод этот показывает не только эволюцию жанра, но и даёт возможность проследить поэтапно процесс консолидации башкирского народа и развитие народного самосознания, его художественно-эстетических потребностей. Самое главное: метод Мухтара Саги-това способствует восстановлению этногенеза и ранних этапов истории народа.
, Мухтар Сагитов и его коллеги Фануза Надршина, Hyp Зарипов, Лев Бараг, Ахмет Сулейманов и Ахнаф Харисов и многие другие подняли на качественно более высокий уровень развитие национальной фольклористики, завоевавшей международный авторитет.
Коллективу авторов, внесших наибольший вклад в составление свода «Башкирское народное творчество» в 18 томах, изданного Башкирским книжным издательством в 1972 – 1986 годах была присуждена премия имени Салавата Юлаева.
Ахнаф Ибрагимович Харисов родился 15 июня 1914 года в деревне Имян Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Балта-чевский район РБ). Окончил Башкирский государственный педагогический институт имени Тимирязева. Здесь же работал преподавателем, затем старшим научным сотрудником, заместителем директора, директором Института истории, языка и литературы. В 1948 – 1951 годах – Председатель правления Союза писателей РБ. Профессор, доктор филологических наук. Член союза писателей РБ. Заслуженный деятель науки республики. Умер в Уфе 15 мая 1977 года.
Нурмухамет Талипович Зарипов родился 15 июня 1925 года в деревне Кузян Стерлитамакского кантона (ныне Ишимбайского района) РБ. Участвовал в Великой Отечественной войне, работал секретарем Кузянского сельсовета, помощником землеустроителя Макаровского райсельхозотдела. Окончил Башкирский педагогический институт имени Тимирязева. Директор школы в Гафурий-ском районе, инспектор Министерства просвещения республики,
научный сотрудник Института истории, языка и литературы. Окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС, работал инструктором в ЦК КПСС. С 1964 года работал в ИИЯЛ. Кандидат филологических наук. Заслуженный деятель науки Башкортостана. Умер в Уфе 6 сентября 1997 года.
Лев Григорьевич Бараг родился 13 января 1911 года в Киеве. Окончил Московский государственный педагогический институт имени Ленина, аспирантуру. Работал преподавателем педтехни-кума в Загорске Московской области. Заведовал кафедрой Минского пединститута имени Горького, старший научный сотрудник Института белорусской литературы АН БССР, доцент Белорусского университета. Находился в рядах Красной Армии до октября 1941 г. Был доцентом кафедры Уральского госуниверситета. С 1951 года работал в Башкирском государственном университете. Доктор филологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки Башкортостана. Умер 4 сентября 1994 года в Уфе.
Фануза Аитбаевна Надршина родилась 7 февраля 1936 года в деревне Иске Мурадым Аургазинского района РБ. Окончила Стер-литамакское педучилище и педагогический институт. Работала заведующей отделом Аургазинского райкома комсомола, учительницей и директором школы в родной деревне. После аспирантуры - в Институте истории, языка и литературы. Доктор филологических наук.
Мухтар Муфаззалович Сагитов родился 27 августа 1933 года в селе Иске Субхангул Бурзянского района РБ. После средней школы работал в промартели, служил в военно-морском флоте, был учителем средней школы. Окончил Башкирский государственный университет, работал младшим, затем старшим научным сотрудником Института истории, языка и литературы. Кандидат филологических наук. Погиб в автокатастрофе 20 июня 1986 года.
Ахмет Мухаметвалиевич Сулейманов родился 15 марта 1939 года в деревне Наби Бурзянского района РБ. Работал в колхозе, служил в армии. Окончил Башкирский государственный университет. Работал учителем в родной деревне, преподавал в БГУ. Ныне - в Институте истории, языка и литературы: заведующий отделом. Доктор филологических наук, профессор, Действительный член (академик) Российской Академии Гуманитарных наук. Член Союза писателей РБ.
По А. Багуманову