Риза Фахретдинов (1859 -1936) -крупнейший представитель мусульманской общественно-политической жизни и культуры конца XIX – начала XX веков, просветитель, религиозный деятель, ученый, писатель, публицист.
Риза Фахретдинов является прямым продолжателем дела представителей прогрессивной общественно-политической и этической мысли Урала и Поволжья XIX в. Он их наследник не только в теоретической сфере, но также в гуманистической, просветительской практике, в борьбе за просвещение народа, приобщение его к науке, пробуждение его национального самосознания. Многогранное творчество Фахретдинова сыграло важную роль в дальнейшем развитии общественной мысли в крае, постановки новых общественно-значимых проблем применительно к изменяющимся условиям жизни. Несомненны заслуги этого деятеля в борьбе против феодально-средневековых пережитков в культуре, ослабление и разрушение которых создавало условия для восприятия людьми необходимости и возможности новых общественных отношений. Велика его роль в реформе ислама, изменение и отрицание тех его положений и догматов, которые мешали дальнейшему поступательному развитию башкирского и татарского общества.
Творчество Ризы Фахрегдинова не замыкалось в узконациональных рамках, не изолировалось от мировой культуры, литературы и науки. На формирование его взглядов оказало влияние творчество как восточных, так и европейских ученых, мыслителей и литераторов.
Ризаитдин Фахретдинов родился 4 (16) января 1859 года в деревне Кичучат (Юлдаш) Бугульминского уезда бывшей Самарской губернии (ныне Альметьевский район Татарстана) в семье имама-мудариса Фахретдина бен Сайфутдина из сословия тептярей. Это была обычная многодетная семья деревенского муллы скромного достатка.
До поступления в школу при мечети Ризу учила мать. Он называет ее одним из своих учителей наряду имамом-мударисом деревни Нижние Шелчеле Абд Аль-Фаттахом бен Абд Аль-Каюмом. Начальное образование он получает у своего отца, затем одну зиму занимается в Чистопольском медресе и в возрасте 11 лет поступает в Нижнешелчелинское медресе.
Ризу Фахретдинова, ставшего выдающимся ученым-энциклопедистом, одним из крупнейших богословов и муфтием – духовным главой мусульман послереволюционной России, с полным основание можно назвать автодидактом, г. е. самоучкой. В отличие от большинства представителей национальной интеллигенции -его современников последним местом учебы Фахретдинова было сельское медресе. В других учебных заведениях он не учился, а свои недюжинные знания в самых различных областях получил путем самообразования, изучения книг и рукописей.
С 1889 г. в течение года с небольшим Фахретдинов работает имамом-мударисом в деревне Ильбак Бугульминского уезда, а затем его избирают на должность кади. Вскоре он переезжает для работы в Духовном управлении в Уфу, где получает степень ахунда. В этой должности он состоял до отъезда в Оренбург в 1906 году, где его ожидала работа в редакции журнала «Шура».
В Оренбурге Фахретдинов прожил до 1918 года и после прекращения издания журнала «Шура» возвратился в Уфу, где второй раз был избран членом Духовного управления. Здесь продолжает работу над «Асаром», пытается восстановить в какой-то степени свою библиотеку, значительная часть которой пропала в 1917 -1918 гг. в Оренбурге, активно хлопочет о сохранении архива библиотеки и имущества Управления.
Круг научных интересов Ризы был чрезвычайно широк и разнообразен. Этому способствовало его усиленное внимание к духовному наследию мыслителей, писателей и поэтов Востока, начиная от древности и кончая творчеством ближневосточных деятелей-современников. Его привлекали новейшие достижения как восточной, так и европейской общественно-политической жизни.
Из работ просветителя на исторические темы мы видим, что он был весьма хорошо знаком с трудами таких русских историков, как Соловьев, Карамзин, которых называют «великими», и других, что подтверждается его ссылками практически в каждой его статье в журнале «Шура», посвященной историческим личностям или событиям, связанным с прошлым мусульман России.
Как редактор Фахретдинов хорошо понимал, что читатели журнала представляют самые широкие круги населения с различным кругозором и уровнем образованности, сторонников самых разнообразных политических и культурных позиций и пристрастий. Журнал «Шура» с его поистине энциклопедическим охватом общественных и культурных проблем своего времени сыграл выдающуюся роль в духовной жизни башкир, татар, казахов и других тюркских народов России. Он представляет собой исключительно важное явление в истории культуры народов Урала и Поволжья
Р. Фахретдинов отличался высокой работоспособностью, оставил после себя широчайшее по тематике и огромное по объему научно-литературное наследие. Писать Риза начал еще в последние годы своей учебы в медресе, и в 1887 – 1888 годах в Казани вышли в свет его книги «Ат-тухватуль-анисия» («Дружеский дар»), «Китабуль-тасриф. Гильму-ссарф» («Книга по морфологии»), «Китабуль-игтибар» («Книга о реституции», посвященная проблеме восстановления в правовом и имуществом положении в фикхе – мусульманском праве). До Октябрьской революции Р. Фахретдиновым было издано более 50 книг, в том числе две повести, а в одном лишь журнале «Шура» – до 700 статей на самые различные темы – и все это в годы напряженной работы в качестве кади, члена Духовного управления в Уфе, редактора журнала «Шура» в Оренбурге. Кроме того, он оставил рукописи, составляющие 4-томный фонд в Научном архиве Уфимского научного центра РАН, а также большой фонд в архиве Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения РАН. Часть из них была написана им после революции.
Судьба Ризы Фахретдинова в годы Советской власти складывалась сложно, во многом даже драматично. Хотя он и примирился с ней, но до конца своей жизни не принял ее. Это было вызвано многими факторами. Прежде всего следует указать на влияние предшествовавшего периода. Подъем революционной борьбы рабочего класса и крестьянства, война с Японией, утопленная в крови революция 1905 – 1907 годов с последовавшей за ней реакцией, первая мировая война и подряд две революции отпугнули не одного российского интеллигента, тем более что эти события исторического значения происходили чрезвычайно стремительно и плотно во времени. Но судя по тому, что Р. Фахретдинов входил в предпарламент Башкирского Шуро в Оренбурге, можно полагать, что в целом Февральскую революцию он принял и приветствовал. Ее лозунги соответствовали его деятельности просветителя, богослова-реформатора и публициста. Да и Октябрьскую революцию он вряд ли сразу встретил в штыки, тем более что обе революции не сопровождались большим кровопролитием, а были по существу мирными, бескровными, а в его дореволюционных работах мы не встретим какой-либо критики, направленной против социалистических идей. Скорее это был неподдельный интерес к происходящему, и вначале Фахретдинов мог рассматривать переход власти в руки большевиков как закономерное развитие событий.
Думается, что весьма прохладное отношение Фахретдинова к Советской власти вызвано последующими событиями, а именно развалом экономики страны, разрухой, политикой военного коммунизма, кровавой гражданской войной.
Сильнейшее потрясение Фахретдинов испытал от крайне агрессивной антирелигиозной политики властей и конечно же от репрессий 30-х годов. По сути своей все происходящее на его глазах во многом перечеркнуло, свело на нет надежды и идеалы ученого, результаты его трудов. Этим объясняется пессимистический тон последних рукописей Фахретдинова, его отход от светского мира и возвращение к религии.
Изучая рукописи Фахретдинова, относящиеся к 20 – 30-м годам, нельзя не восхищаться его гражданским и личным мужеством. В них имеются моменты, за которые автору грозило как минимум тюремное заключение. Это и критика советских властей, ЧК и ГПУ, жалобы на отсутствие свободы печати, борьбы за сохранение вероучительных школ, мечетей и т д. Видимо, от репрессий Фахретдинова спасло то, что он не дожил до пика беззакония 1937 г. Не последнюю роль могла сыграть и его широкая международная известность: власти опасались возможной негативной реакции в мусульманском мире.
Конечно, Р. Фахретдинов продолжал принимать участие, хоть и не сравнимое с дореволюционным, в научной жизни республики и страны, продолжал переписываться с учеными Ленинграда и других городов. Среди адресатов Р. Фехретдинова помимо ученых из стран ислама, а также своей страны, были ученые из Канады, Японии, стран Скандинавии, Испании, Китая, Франции, США, Германии и др. Одним из свидетельств признания заслуг и знаний ученого является его включение в члены «Общества по изучению Башкирии», созданного в 1922 г. Академцентре в целях исследования быта, культуры и истории республики.
Как муфтий он участвовал в Международном исламском конгрессе в Мекке в 1926 г., приглашался на встречи с государственными деятелями из исламских государств, посещавшими нашу страну.
Умер Ризаитдин Фахретдинов 12 апреля 1936 г. и похоронен на мусульманском кладбище Уфы, так как неоднократно завещал похоронить себя рядом с детьми.
Четыре тома «Асара» – одного из главных трудов Р. Фахретдинова – стали своеобразным памятником его подвижническому труду. К «Асару» в последние годы все чаще обращаются исследователи истории и культуры Башкирии и Татарии. Этот поистине титанический труд ученого представляет собой ботатейший фактический материал о деятелях прошлого и заслуживает самого скрупулезного изучения. «Асар» постоянно будет использоваться в силу своей фактографической ценности, своего документального качества. В одном только томе собраны сведения о жизни и деятельности 220 наиболее активных деятелях в области просвещения и культуры среди башкир и татар в XVIII – начале XIX вв.
Ризаитдин Фахретдинов был ученым-востоковедом энциклопедического типа. Это отражается и в его рукописной коллекции в 40 томах. Он как крупный ученый-востоковед, хорошо зная арабский язык, в оригинале изучал восточную культуру, литературу, философию. По классическому Востоку у него много записей и исследований по философии, социологии, религии, культуре арабов, персов, таджиков, турок и других народов. Он нередко по памяти приводит цитаты из оригиналов таких классиков Востока, как аль-Маари, Фирдоуси. Рудаки, Хаям, Хафиз, Низами, Навои, Физули, дает смысловой перевод на языке тюрки. Многие страницы посвящает вопросам взаимосвязи и взаимодействия культур, дружбы народов, генетической, типологической общности культуры.
Остановимся лишь на одном томе из этой сорокатомной коллекции. Называется он «Йыуаныс» («Утешение»). Данная рукопись энциклопедического характера состояла из двух частей с общим объемом 1160 страниц. К сожалению, первая часть в 573 страницы не попала в коллекцию научного архива Башкирского филиала АН СССР. Пока ее судьба не известна.
«Йыуаныс» фактически является рукописной энциклопедией о башкирах и татарах XIX в., построенной по восточной филологической и энциклопедической традиции в виде бесед о жизни, о быте, культуре, истории народов, в первую очередь самих башкир и татар.
По своей структуре труд состоит из 54 бесед. Автор называет их «мэжлес». Вот характерные названия и содержание мэжлес: мир, бытие, природа, среда; духовный мир, дух, ум, ремесло, торговля, история, книга и печать, литература, искусство, поэты (арабские, иранские, турецкие), литература Туркестана и др., свои поэты; музыка (голос, мелодия), правительства, государства, цари, ученые; животный мир; пища; добрые характеры, испорченные или дурные характеры, вежливость, мораль и нравственность, воспитанность; просвещение, культура, религия, нравы, обычаи, жизнь, смерть, воля, невольничество, справедливость, несправедливость и т д.
Эти беседы – не просто краски и сведения о жизни, быте, духовном мире, эго увлекательные и поучительные рассказы о мире, о человеке, науке и культуре со ссылками на высказывания великих людей – писателей, поэтов, ученых. В них – размышления самого автора, диалоги и диспут, монологи и дискуссии.
Внимание литературоведов в первую очередь привлекут здесь беседы о литературе и искусстве. Вот семнадцатая беседа под названием «Уз шагирлэремез» («Наши поэты»). Здесь перечисляются имена многих известных и мало известных или совершенно забытых в наше время поэтов. В этот список вошли 34 имени. Из них нам сейчас знакомо только немногим более 10. Об остальных ничего не известно, нигде до пор не встречались их книги или рукописи.
Если бы Риза Фахретдинов написал только одну эту книгу «Иыуаныс», то он и в этом случае навсегда бы вошел в историю культуры и литературы Башкирии.
По Ф. Н. Баишеву, Г. Б. Хусаинову