В середине XIX века в Башкортостане, в период возникновения и становления просветительства, в башкирском и татарском обществах уже созрела культурная среда и появились духовные запросы для постановки вопроса о национальной печати. Например, о необходимости выпуска газет, учебников, календарей на родном языке для коренного населения говорит на сессии земства Уфимского уезда в 1881 году Мухамметсалим Уметбаев, он даже подготовил проект программы национальной газеты. Однако губернские чиновники игнорируют его выступление.
В конце тех же восьмидесятых годов в программе реформ в области просвещения другой наш видный ученый и писатель Ризаитдин Фахретдинов выдвигает задачу об издании единой исламской газеты для тюркских народов Урала и Поволжья. Проект и этой программы губернскими органами отправляется в архив.
Реальные условия для осуществления задуманного появляются лишь вначале нового века после манифеста от 17 октября 1905 года. С февраля 1906 года в Оренбурге начинает выходить газета «Вакыг». Для её издания Каримовы приглашают Ризаитдина Фахретдинова. С самого начала выпускающаяся на татарском языке газета «Вакыт» приобретает вид регионального периодического издания, отражающего жизнь татар и башкир, всех мусульман Урала и Поволжья.
Появившийся в свет в начале 1908 года по инициативе и с помощью Рамиевых в Оренбурге журнал «Шуро», редактором которого тоже стал Р. Фахретдинов, выходит за рамки национальной сферы и становится региональным. «Наконец наступили хоть сколько-нибудь светлые дни для российского народа. Немного стало свободнее дышать, – вспоминал этот период Р. Фахретдинов. -Появилась возможность издавать печатные и литературные вещи на своем языке».
В сентябре 1905 года, еще до объявления манифеста, в Петербурге начала выходить тюркско-татарская газета «Hyp». Известный журналист Исмагил Рамиев отмечал, что «это была первая из татаро-башкирских газет». «Hyp» весь был пронизан гюрко-мусульманским духом. Появившийся в 1906 году в Петербурге «Олфэт» (редактор Рашит Кази Ибрагимов) стал газетой происламского характера.
Как известно, в 1905-07 годах и позже, словно грибы после дождя, появляется множество газет и журналов в тюркском, в том числе татарском и башкирском, мире. В Москве, Петербурге, Казани и в других городах выходит с десяток органов печати на тюрко-татарском языке. Их платформа, направление, качество были разными. Каждый по-своему ратовал за нацию, религию, прогресс. Среди них были и слишком националистические, и религиозные, и даже шовинистические, монархистские издания. Можно различить взгляды в «Урале» – мусульман-большевиков, в «Тане» – эсеров, в «Ислахе» – гаакирдов-реформаторов, в «Иле» -татарских националистов, социалистов. Многие из этих изданий, не успев окрепнуть, быстро сошли с арены.
Своей долговечностью, материальным благополучием, а также либеральным направлением и объективностью отличались в Башкортостане газета «Вакыт» и журнал «Шуро». В этих изданиях выступали такие видные на писатели и журналисты, общественные деятели как Ризаитдин бин Фахретдин, Ахметзаки Валиди, Хаби-булла Габитов, Габделкадир Сулейманов, Ахнаф Тангатаров, Файзи Валиев, Шайхзада Бабич и другие. В альбоме «Периодическая печать татар» была дана высокая оценка газете «Вакыт»: «Это самая содержательная газета для своего времени, она богата на материалы, которые мастерски написаны и содержат ценные сведения».
Несмотря на то, что из-за жесткой критики правительства была закрыта руководимая революционером Хусаином Ямашевым газета «Урал», она успела сыграть большую роль в воспитании в большевистском духе борцов из татар и башкир, в распространении идей социал-демократизма в Урало-Волжском регионе. Именно на страницах газеты «Урал» выступали со стихами демократического характера башкирский поэт Сафуан Якшыгулов, с пламенными публицистическими статьями башкирский революционер Галимьян Сайфетдинов.
Выходившая в 1906-07 годах в Уфе газета «Эл-гэлэми-ислами» печатала много религиозных и философских статей, духовных стихов и мунажатов. Возглавлял газету наш видный ученый и философ Зия Камали.
Из выпускающихся в Уфе до революции национальных газет особо следует выделить газету «Тормош», которая начинает выходить в 1913 году. Похоже, она была как бы правопреемником и пришла на смену издававшейся в 1912 году в Томске «Сибирии», редактор которой Вагиз Наурузов и журналисты переехали в Уфу и продолжали свое дело. В эту газету активно пишут Ахметзаки Валиди, Шайхзада Бабич, Сайфи Кудаш, Ахтам Исанбердин и другие литераторы.
Среди юмористических и сатирических журналов на самого смелого претендует «Чукеч». В нем печатаются карикатуры, фельетоны «в защиту угнетённых рабочих и крестьян, против тщеславных и деспотичных, жадных капиталистов».
Февральская и Октябрьская революции 1917 года, как известно, были поворотными в истории и судьбе общества. Историю национальной печати с 1917 года до наших дней в соответствии с историческими и идеологическими изменениями в обществе можно разделить на несколько периодов: годы революции и гражданской войны, 20-е и 30-е годы, 40-80-е годы, 90-е годы. Разделение такое, разумеется, условное, но это удобно и исторически, обоснованно для изучения культуры, образования, печати, литературы, общественного мнения и идеологии.
Февральская революция в национальной печати была воспринята как освобождение общества, свобода печати. В это время появляются новые газеты и журналы, пронизанные революционным духом. Начинают выходить в Уфе: «Ирек» (1917, с 30 марта), «Ауыл халкы» (1917, июнь), «Алта» (1917, август), «Безнен юл» (1917, сентябрь), в Оренбурге: «Эшче» (1917, июнь) и многие другие.
Октябрьскую революцию разные газеты и журналы воспринимаю! по-разному. Если «Ирек», «Алга», «Безнен юл», «Ауыл халкы» с одобрением, то «Вакыт» и «Тормош» с подозрением и опаской. Газета «Башкорт» открыто выступает против большевиков.
Для периода революций и гражданской войны характерно еще и то, что с началом в Башкортостане башкирского движения за независимость зарождается самостоятельная башкирская национальная печать Бюро Башкирского союза в Оренбурге в июне 1917 года выпускает и распространяет газету «Башкортлар иттифаки бюросынын мехбирэ». Как её продолжение в июле основывается газета «Башкорт». Этот печатный орган превратился в мощный рупор борьбы за свободу, свою землю и Башкирскую национальную автономию. Левое крыло башкирского движения в марте 1918 года в Оренбурге пыталось наладить выпуск пробольшевистской газеты «Башкортостан».
С окончанием гражданской войны и началом восстановления, укреплением советской власти советская печать в 20-х годах развивается очень быстро, появляются новые газеты и журналы. Первоначально бывшая органом Уфимского губернского союза мусульман и татаро-башкирской секции губернского комитета ВКП(б) «Кызыл юл» с 1920 года издается под названием «Шэрек ярлылары». В том же 1920 году в Уфе начинается выпуск газеты «Яны хэбэрлэр».
После Октябрьской революции вначале 1918 года по решению Советского правительства все издававшиеся ранее журналы закрываются, а типографии конфисковываются. Начинают выпускать советские журналы, основным направлением которых была коммунистическая идеология. В двадцатых-тридцатых годах идет быстрое развитие башкирских советских журналов. В феврале 1920 года в Стерлитамаке появляется один из первых журналов «Мэгариф эштэре». Одновременно выходит один номер иллюстрированного журнала-альбома, посвященного башкирскому красному войску. В 1922 году в Уфе выходил юмористический и сатирический журнал «Бабич».
С марта 1923 года издается литературно-общественный журнал «Яны юл». До девятого номера он печатался вперемешку на башкирском и татарском языках, с девятого только на башкирском. Это был первый добротный журнал, который можно считать зеркалом тогдашней башкирской литературы (он является прародителем журнала «Агидель»). Издаются литературно-общественные журналы «Сэсэн» (1927), «Янылык» (1927).
С 1925 года ведет отсчёт широкопрофильный воспитательно-педагогический журнал «Белем». Основывается общественно-политический журнал «Ленин юлы» (1928). Проблемам сельского хозяйства посвящены «Кооператор» (1922) и «пабан» (1925).
В тридцатых годах издание журналов растет и совершенствуется. В целом, к середине тридцатых годов происходит формирование башкирской советской национальной печати. Улучшается идейно-тематическое содержание, качество газет и журналов, техническое и издательское дело, растёт опыт журналистских кадров. Центральные газеты становятся ежедневными.
В предвоенный период расширяется сеть кантонных и районных газет. К сожалению, журналистика понесла большой урон во время репрессий 1937-38 годов. Многие опытные журналисты, редакторы были арестованы и расстреляны. Некоторые газеты и журналы закрываются, у оставшихся ухудшается содержание и качество.
Во время Великой Отечественной войны многие газеты и журналы перестают издаваться, у значительной части уменьшается формат, тираж. Многие журналисты уходят на фронт. В это время в Башкирской кавдивизии выпускается фронтовая газета «Башкорт атлылары» (редактор Али Карнай).
Башкирская советская печать развивается и укрепляется в послевоенные пятидесятые. Газеты «Башкортостан» и «Кызыл тан» становятся четырехстраничными и ежедневными изданиями.
Со второй половины XX века до конца восьмидесятых годов периодическая печать Башкортостана проходит долгий период развития. Углубляется содержание газет и журналов, улучшается их жанровое разнообразие, техническое и иллюстративное оформление, тираж доходит до десятков, сотен тысяч экземпляров. В то же время чувствуется диктат КПСС: тоталитарный режим приводит к тому, что в печати ограничены идеи, мнения, газеты и журналы выходят по шаблону, нет в них творческого поиска, дискуссий.
Начавшаяся в стране перестройка привела к демократическим реформам. Появляется множество новых периодических изданий. В суверенном Башкортостане начинают выходить, к примеру, газета «Йэшлек» (1990), журналы «Акбузат» (1992), «Тамаша» (1994), «Шонкар» (1994), «Тулпар» (1995), «Ватандаш» (1996), «Вельские просторы» (1999). Увеличилось количество газет, журналов, бюллетеней, календарей, рекламных изданий по различным отраслям. В них идет дискуссия, обмен мнениями, идеями. В середине девяностых годов в республике насчитывалось 235 республиканских, городских, районных и отраслевых изданий, их общий тираж составлял свыше 1 миллион 700 тысяч экземпляров. Среди них – 201 газета, 23 журнала, 5 альманахов, 5 бюллетеней, 154 газеты на русском языке, 21 – на башкирском, 14 – на татарском, несколько газет на чувашском, марийском, удмуртском языках.
По Г. Хусаинову