Башкирская литература своими корнями уходит в глубокую древность. Ранняя башкирская художественная литература восходит к булгарскому периоду, древнебулгарским поэтическим памятникам. Характерным ее образцом является поэма «Кисса-и Юсуф» Кол Гали, созданная в XIII в. Романтический сюжет о любви Зулейхи к Юсуфу в своей основе восходит к классической восточной литературе, точнее, одноименной поэме Фирдоуси, язык и стиль произведения, вся поэтика отвечают литературным традициям Востока.
Тюркоязычная литература Урало-Поволжья, сложившая в булгарский период XII – XIII вв., характеризовалась устойчивостью жанров, определенной структурой произведений, канонизированной системой сюжетных, композиционных черт, форм стихосложения. Складывались основы нормативной поэтики, тесно связанные с древнетюркской поэтикой и традициями литератур Востока. Зародился литературный язык «тюрки», ставший затем общелитературным языком тюркоязычных племен большого ареала. Образовалась единая литературная система региона Урало-Поволжья.
В XIII – XIV веках, в период формирования башкирской народности и совершенствования ее языка на кыпчакской основе, на обширной территории Золотой Орды широкое развитие получила так называемая кыпчакская литература на языке «тюрки». Так, дастаны «Хосров и Ширин» (1341-1342) Котби, «Мухаббатнаме» (1353 – 1354) Хорезми, «Джумджума солтан» (1369 – 1370) Хусам Катиби, «Китабы бит тюрки Гульстан» (1391 – 1393) Саифа Сараи и другие классические произведения, имеющие единую художественную систему, общий литературный язык, стали поэтическими памятниками узбеков, казахов, татар и башкир.
Башкирская литература по типу складывалась как восточная. В поэзии преобладают традиционные жанры – газель, мадхия, касида, дастан, канонизированная поэтика
Несмотря на постепенное становление и формирование национальных литератур, татарская и башкирская литературы до середины XIX в. сохраняли и развивали в себе многие общие региональные черты. Эти черты были очень устойчивы, они в некоторых своих архаических, консервативных формах продолжались в творчестве М. Кулуя (XVII в ), Тажетдина Ялсыгула (XVIII в.), Утыз Имяни, Абельманиха Каргалы, Гали Сокроя (XIX в.).
Присоединение Башкирии к Русскому государству в середине XVI в явилось переломным этапом в культурном развитии башкирского народа. Усилилась консолидация народа, открылась широкая перспектива тесной связи и творческого взаимодействия с прогрессивной русской культурой. Башкирская литература начинает складываться как самобытное национальное искусство слова. В поэзии, наряду с общими региональными признаками, появляется национальная «территориально-географическая» тематика, связанная с Уралом, с жизнью и бытом башкир, усиливается связь с устно-поэтическим творчеством, возникают новые жанры, поэтические формы, присущие лишь башкирской поэзии.
Самым характерным в развитии башкирской поэзии данного периода является ее тесное взаимодействие с фольклором. Фактически зародившаяся и развивающаяся на почве народною творчества письменная поэзия демократического характера и ранее испытывала его благотворное воздействие. Так, в XII – XVI столетиях, характеризуемых борьбой башкирских родов и племен против татаро-монгольских завоевателей и различных ханств, а также процессом формирования народностей, патриотические по содержанию, народные по духу, фольклорные и литературные произведения переплетались еще более тесно. Произведения такого типа, как «Последний из рода Сартаев», творчество древних мастеров искусства слова – йырау – определили демократическую направленность башкирской литературы. В XV—XVI вв. из устной коллективной литературы выделяются имена и индивидуальные творения Хабра-йырау, Асан-Кайгы. Казтуган и других, популярных не только среди башкир, но и среди казахов, каракалпаков и ногайцев.
Затем на историческую арену выходят башкирские сэсэны Кубагуш (XVI в), Карас (XVII в.). Банк (XVIII в.) и другие, чьи имена и поэтическое наследие сохранила память народа.
Среди рукописных памятников XVI – XIX вв. особое место занимают башкирские шежере – родословные. В больших по объему письменных шежере племен юрматы, кыпчак, табын, усерген своеобразно сочетаются фольклорные и литературные начала В шежере хроника башкирского племени нередко переплетается с яркой летописью исторических событий, преданий и легенд, описанием жизни и деятельности тех или иных исторических личностей. Так, в шежере племени Усерген прославляется основоположник рода Муйтан Он предстает как эпический герой кубаиров, его сыну Усергену, внукам, правнукам дана краткая и меткая поэтическая характеристика.
Из письменных памятников башкир достойны внимания различные ярлыки, грамоты, вакигнаме, послания. Самое значительное среди них – письмо предводителя башкирскою восстания 1755 года Багыргди императрице Елизавете Петровне.
После крупных башкирских восстаний XVIII в , особенно после Крестьянской войны 1773 – 1775 гг , царское самодержавие, окончательно убедившись в невозможности подавления освободительной борьбы башкир только огнем и мечом, с большим усердием взялось за идеологическое оружие Так, например, открытие в Уфе по указу Екатерины II в 1789 г. Духовного собрания российских мусульман во главе с муфтием положило начало широкой пропаганде идеологии ислама в Башкирии и Поволжье Край наводнили религиозные книги, что оказало влияние и на художественную литературу.
В результате в первой половине и середине XIX в в башкирской и татарской литературе преобладают религиозно-мистические произведения суфийского толка. Именно в этот период из среды башкир вышли поэты-суфии, такие как Тажетдин Ялсыгул Аль-Башкорди (1767 – 1838), Менди Кутуш Кыпсаки (1761 – 1849), Абельманих Каргалы (1784 – 1824), Хибатулла Салихов (1794 -1867), Шамсетдин Заки (1825 – 1865) и Гали Сокрой (1826 – 1889).
История культуры и литературы Башкортостана второй половины XIX в. характеризуется ориентацией на русскую прогрессивную культуру, усилением в поэтических произведениях светских и просветительских идей и мотивов, связанных с жизнью башкир.
Видными представителями просветительского движения в Башкортостане стали писатели М. Уметбаев, М. Акмулла.
Возникновение и развитие революционно-демократического направления башкирской литературы связано в первую очередь с именем и творчеством Мажита Гафури (1880 – 1934). За ним в предоктябрьский период в литературу вступили Сафуан Якшигулов (1871 – 1931), Даут Юлтый (1893 – 1938), Шайхзада Бабич (1895 – 1919) и многие другие.
Башкирская литература за годы Советской власти выросла до прекрасной реалистической поэзии, многоплановых романов и драматургии различных жанров. Дело, конечно, не только в обогащении современной башкирской литературы всеми видами и родами поэзии, прозы и драматургии, выработанными в мировом художественном развитии. Она становится все богаче по своему идейному содержанию и по тем конкретным подходам к художественному решению их, которые представляют большой интерес и для других народов. По Г. В. Хусаинову.