Первый народный поэт Башкортостана Мажит Гафури является классиком как башкирской, так и татарской литератур. Мажит Гафури родился 20 июля 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда (ныне Гафурийский район Башкортостана). Ученик медресе, тринадцатилетний Мажит почти одновременно лишается оща и матери, начинает скитаться в поисках заработка по Уралу. Будущий поэт пытается устроиться в медресе в Уфе и в больших селениях, обучает детей в родной деревне, работает чернорабочим на небольшом чугунном заводе. Двадцатый век Мажит встречает шакирдом (учеником) медресе Зайнуллы-ишана в Троицке. Здесь знакомится с произведениями татарской литературы, начинает читать газеты. В эго же время он летом работает на золотых приисках татарских миллионеров Рамиевых, выезжает в казахские степи для обучения детей грамоте. Глубокое впечатление у Гафури оставляют казахские песни, творчество акынов, сказки и легенды казахского и родного народов. Здесь же в медресе зимой 1901 – 1902 года Гафури сочиняет своё первое стихотворение «Шакирдам ишана» – злую сатиру на затхлую атмосферу в медресе за что шакирды – фанатики жестоко избивают Мажита. Это было началом творческой биографии – поэта и первой реакцией его читателей.
Первый сборник стихов Гафури «Сибирская железная дорога или Положение нации» выходит в1904 году в Оренбурге. В том же году в Казани отдельной книгой издается первый рассказ писателя «Жизнь, прошедшая в нищете». Так писатель одновременно выступает и как поэт, и как прозаик, продолжая работать в различных жанрах до конца своего творческого пути.
На литературную арену Гафури вступил как сын своего времени, как певец новой эпохи созидания, сближения разных народов. Уже в первом сборнике о Сибирской железной дороге основные две темы – пронизывают стихи поэта. Это, во-первых, воспевание нового времени, века прогресса и техники, обобщенного в образе Транссибирской магистрали, первая встреча с которой оставила у юного Гафури сильное впечатление. Вторая сквозная тема книги стихов – глубоко огорчающая поэта отсталость востока от европейского прогресса, забитость и невежество татар и башкир по сравнению с русским народом.
Гафури в стихах о Сибирской железной дороге поднимается до серьезных обобщений, воспевая созидательную силу могучей Родины – великой России:
Честь и слава России – могучей стране,
Чье дыханье слышу я в ночной тишине,
Где слова разыскать, чтоб о ней рассказать,
Чтоб достойною песней воспеть ее мне?
Перевод Л Ойслендера
То, что воспитанный в религиозном медресе шакирд смог увидеть прогрессивные тенденции в жизни, сумел сказать похвальное слово своей многонациональной Родине – России, было новым явлением в национальной литературе того периода.
Первое прозаическое произведение М. Гафури – рассказ «Жизнь, прошедшая в нищете» – по своей теме и жизненному материалу явилось новым словом в татарской и башкирской литературе начала XX века. В литературу, до сих пор имевшую дело с героями из среды мулл, баев, торговцев и шакирдов, Гафури ввёл совершенно новых героев – деревенских бедняков, ужасающей нищетой низведенных до самого дна жизни.
Несчастье героев рассказа – деревенского батрака Нигматуллы в его жены Сарви – рисуется в трагикомических ситуациях, но это смех сквозь слёзы. Страшное социальное неравенство и беспросветная бедность в изображении Гафури выступают не только простым фоном повествования, но и как обобщенная типическая картина тогдашней действительности.
Уже то, что весь день гнувшие спину люди не могут съесть кашу из заработанной горсти зерна и остаются голодными, – само по себе маленькая трагедия. Вокруг этого события группируются печальные и смешные происшествия: с поручением приходит в дом ребенок, сбегаются соседи, чтобы прекратить начавшуюся драку. Рассказ Гафури заставляет поверить в бессмысленность и идиотизм изображаемой жизни, приводящей героев к грустной развязке: зимой, во время бурана, погибает пьяный Нигматулла, несший домой еду; Сарви выходит замуж за другого – такого же бедняка Ахматгали, но и здесь ее подстерегают – несчастья, и она остается одинокой.
Первая русская революция 1905-1907 годов стала новым этапом в творческой эволюции Гафури, встретившего эти исторические дни шакирдом в Казани. От всей души поэт приветствует долгожданную революцию, посвящает ей восторженный «Стих радости» (1905). Гафури как бы интуитивно понимает величие революционных перемен, называя эту пору временам «восхода солнца свободы», когда «подняты чаши весов» и встал вопрос о том, «которая из них под конец перетянет».
В стихах января 1906 года «Уныние» поэт уже обнаруживает новые представления о судьбе и задачах революции, выделяет «нашедших в себе силу» трудящихся, рабочий класс, которых он противопоставляет «пустозвонам», «сплошь безумным» буржуазным националистам. «Капля за каплей – большой переполнен сосуд, время настало – должен пролиться он», – пишет поэт.
Поэтическим выражением серьезных революционных сдвигов в мироощущении Гафури стали его стихи «Завещание 1906 года 1907 году» и «Отвег седьмого года». Явившись своеобразным итогом поисков и раздумий поэта в грозовые дни революции, стихи эти содержат интересные аллегорические образы с открытым призывом свалить «большое дерево», под которым явно подразумевался царизм, «вонзать зуб в известного большого человека», то есть царя, и, наконец, «одеть землю в другой наряд».
Повесть М. Гафури «Бедняки» (1907), потрясла читателей реалистическим изображением беспросветной жизни бедноты буржуазного города. В этой повести читатель с неумолимой последовательностью прослеживает трагические судьбы бедняков- поденщиков, изо дня в день, несмотря на жесточайшие морозы, простаивающих на городской базарной площади в ожидании работы, которая дала бы хоть несколько грошей, необходимых для поддержания жизни их несчастных детей.
Перед глазами читателей шаг за шагом проходит безрадостная судьба бедняка Шарифа. Жизнь, полная унижений, изнурительного труда, голода и постоянного страха за детей, обрывается страшной смертью. Трагичны судьбы жены Шарифа Бадри и ее соседки Джамили. В этих образах Гафури продолжает тему тяжелой доли татарских и башкирских женщин.
Особенно трагична судьба молодой женщины Джамили. Долгие дни проводит она в безуспешных поисках работы и уходит из жизни вместе со своим мертворожденным ребенком, который, по выражению Гафури, «словно не желал являться в этот мир, полный страданий…».
В произведениях «Голодный год, или Проданная девушка» (1906), «Дети сироты» (1907), писатель бросает вызов миру социального неравенства и несправедливости, воспевает высокую нравственность, простого труженика, его истинную человечность.
Однако общее поветрие реакции, взятие поэта под надзор полиции, конфискация его сборников стихов «Моя молодая жизнь» и «Любовь к нации» не могли не повлиять на Гафури подавляюще. В стихи поэта 1908-1913 годов проникают мотивы, характерные для поэзии этого периода: грусть и уныние, частичный отход от общественной тематики и обращение к природе, и интимной лирике, мучительные поиски идеала прекрасного, романтически – возвышенного.
Но и в годы реакции поэт много думал о народе, о трудящихся, еще ближе стал к простым людям, ибо он ежедневно общался с рабочими, являясь рядовым корректором в уфимской типографии. Вопреки безысходной тьме реакции в поэзии Гафури преобладали мотивы о неодолимой силе и жизнеспособности народа.
В стихах 1908-1909 годов «Богач и работник», «У богачей», «Нищий», «Жалею» поэт выступает обличителем социального неравенства. Лирический герой этих произведений как бы вобрал в свое сердце все страдания угнетенных. Все более точно и резко определяет поэт свои классовые симпатии, гордо заявляя: «Я там, где стонут бедняки» (1912). Идеал настоящего человека для Гафури среди тех, у которых «хотя и пятна в одежде, но нет пятен в душе». Вера в творческие силы народа привела Гафури к формированию своей идейно-эстетической программы, так ярко выраженной в кратком, афористическом стихотворении «Я и мой народ» (1912):
Лишь сделаю я шаг вперед,
Как тотчас оглянусь назад,
Желая знать, куда шагнул,
К народу обращаю взгляд
Расширение тематики, углубление проникновения в жизнь народа, сочетание гражданственности с бичующей сатирой, жизнеутверждающей лирики о прекрасном, о всепобеждающей любви с философскими раздумьями о смысле жизни, смена дидактических стихов новым для поэта жанром басен привели Гафури к новым поэтическим находкам, к обогащению формы, языка и стиля его произведений.
Отдельные стихи поэта становились народными песнями, его поэзия завоевывала любовь все большего круга читателей. Через стихи и переводы Г. Тукая и С. Рамиева до Гафури доходили своеобразие и величие поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Крылова, вызывая у поэта сходные с классическими образцами мотивы.
Раздумья поэта об истинном герое, о смысле жизни и времени были в центре внимания и его прозаических произведений.
В поисках героя-современника, борца за народное счастье, писатель обратился к образцам, народной поэзии, к героическому эпосу, проникнутым высокой романтикой. Прикосновение это было плодотворным: в рассказы Гафури проникла романтическая струя, уходящая своими корнями в стихию народного устно-поэтического творчества. То, что М. Гафури в тяжелые для народа дни черной реакции припал к могучему источнику,- героическому эпосу, – говорит о правильности выбранного им пути в противоборстве с реакционной идеологией. Плодотворное это обращение еще более приблизило писателя к народу, более широким стал его творческий размах.
Побывав в 1909 году среди башкир, живущих в окрестностях большого озера Аслыкуль, Гафури записал и издал эпос «Заятуляк и Хыухылу». В варианте эпоса, записанном писателем, герои изображаются в возвышенно-романтическом плане. История любви земного джигита Заятуляка к подводной царевне Хыухылу привлекает высокой романтикой, герои эпоса разговаривают друг с другом возвышенно, стихами. Заятуляк – герой, справедливый, смелый. Большое место в эпосе занимает образ близкого друга героя – крылатого коня Акбузата. В целом это сказание — гимн любви, верности, отваге, преданности.
Небольшие рассказы М. Гафури этой поры – «На берегу Белой», «В лунную летнюю ночь», «Девушка-булгарка Айсылу» -привлекают также поисками романтического героя, идеалом искренней любви и светлой мечты.
В повести-исповеди «Жизнь Хамита, или Лейла и моя жизнь» (1910) писатель делится своими раздумьями об окружающем мире, проблемах морали и бытия, семьи и любви. В этом произведении автор выдвигает свои педагогические и этические взгляды, выступает защитником равноправия женщин, ставит вопрос о традициях и взаимоотношении наций.
Мажит Гафури, уже имевший большой опыт творческой работы, писатель – борец, первую мировую войну воспринял ненужное для народа кровопролитие, огромное бедствие. Первое стихотворение о войне он назвал «Безвременье», изобразив это бедствие как проклятье, фатальную неизбежность, посланную богом.
В стихотворении «Судьба» (1915), сравнивая тяжкую судьбу с необузданной стихией – морем, Гафури надежды о лучшем связывает с верой в грядущие перемены в мире. «Все ближе час решения судьбы народа», – пишет он.
Большой социальный вопрос о братоубийственной сущности империалистической войны поставил поэт в стихотворении «Кто он?» (1915). Автор в нем откровенно разговаривает с солдатом, которого заставляют убивать такого же, как он сам, невинного брата. Призыв к солдату «стать хозяином своей судьбы» был революционным.
Яркое проявление серьезных сдвигов в общественно-политическом сознании поэта в понимании им войны отразилось в знаменитом стихотворении Гафури «Видно, нет тебя, аллах!» (1915).
Уже одно сомнение в существовании аллаха было большой смелостью в условиях мусульманского фанатизма. Гафури идет дальше упрекая всевышнего в «недостойных его величия» делах, как передача «всего своего могущества золоту и серебру на земле», допущение «насилия сильных над слабыми», и, наконец, как бы бросает вызов аллаху, требуя вместо обещанных им наслаждений на том свете земных радостей сегодня.
Взрывная сила стихотворения Гафури вызвала бурю. Духовенство и богачи предавали Гафури анафеме в мечетях Уфы, Казани, Оренбурга. Оренбургский журнал клерикалов весь свой номер отвел оскорблению вероотступника.
Одно из своих гневных стихотворений поэт назвал «Когда же кончится?». В нём он ставил социальный вопрос, который относился не только к кровопролитию, но и ко всему миру насилия и несправедливости.
Лирика Гафури многогранна. Поэт проникал в различные стороны бытия, страстно воспевая добрые устремления и душевные порывы своего народа. Многокрасочная, богатая чувствами лирика поэта раскрывала величие и красоту родной природы, искреннюю любовь и верность своему народу.
Свой резкий протест против братоубийственной войны Гафури выразил в рассказе «Солдатка Хамида» (1915). В нем в реалистических образах писатель воплотил горькую долю трудящихся, ввергнутых в пучину несправедливого кровопролития.
Образы солдатки Хамиды и ее мужа Тарифа, взятого в солдаты и отправленного на фронт, дополняют галерею многострадальных героев дореволюционной башкирской и татарской прозы. Особенно ярко и впечатляюще нарисован образ Хамиды – женщины неимоверного терпения, твердого духа, чистоты сердца. На ее женскую долю, как и на многих миллионов женщин, достались самые тяжкие испытания”: на свои хрупкие плечи Хамида взвалила всю тяжесть крестьянской жизни, а затем получила черную весть с фронта о том, что Тариф на полях сражений пропал без вести
С большим сочувствием писатель рисует образ Тарифа – человека мужественного, сильного духом, труженика-сеятеля. Он привык жить в подчинении и отправку на фронт воспринимает как тяжелую необходимость.
Своим реализмом Гафури выпукло, ярко показал всю противоестественность, нелепость войны для простых людей труда Писатель на примере одной крестьянской семьи изображает войну как всенародное бедствие, развязанную в интересах прогнившего класса крупных помещиков и капиталистов, правящих в мире несправедливости и насилия Свой протест против войны Гафури присоединил к голосу великих гуманистов, резко выступивших против несправедливой войны.
Падение царизма, победу Февральской буржуазно-демократической революции Гафури назвал в своём стихотворении «утром свободы». Теперь уже поэт во всю свою звонкую силу воспевает рабочий класс «Красное знамя» – так называлось стихотворение, ставшее песней-гимном революции. Так называлась и книга стихов, изданная в 1917 году. Поэт – восклицал:
Погляди вперед -
Красный флаг плывет,
С ним былую тьму
Победил народ.
С ним рабочий класс,
Правда только в нем!
Всей земле он стал
Путевым огнем. (Перевод Д Кедрина)
В первые годы Советской власти Мажит Гафури активно участвует в создании учебников для школ, в переводе произведений русских классиков.
Эстетика труда, поиски многообразных форм проявления прекрасного были в центре лирики поэта. Прекрасное он теперь находит не только на милых с детства просторах полей, но и в заводских цехах («Ночная смена», «Златоуст» и другие).
В 1927 году Мажит Гафури закончил популярнейшую в народе повесть «Черноликие» («Опозоренные») – одно из лучших своих произведений. В ней с большой силой и полнотой изображено рабское, полное трагизма положение простой деревенской женщины.
Свою героиню Галимэ Гафури в подзаголовке повести назвал «одной из миллионов жертв прошлого». Умная, трудолюбивая и красивая девушка, она полюбила лучшего джигита своего села }акира Она мечтает о будущем счастье вместе с ним, но завистники, а вместе с ними деревенский мулла и фанатические приверженцы религии ненавидят и их любовь, и их душевную чистоту. Оказалось достаточно одной только встречи Эмира и Галимэ, одной их беседы, чтобы объявить их вероотступниками, величайшими грешниками, достойными самого сурового и навеки позорящего их наказания.
Особенно тяжким ударом для Галимэ было проклятие ее отца Фахри – человека, обманутого муллами, живущего в плену рели-[ иозных предрассудков Фахри выгоняет Галимэ из дому. Ее возлюбленный, искалеченный и опозоренный Закир, вынужден покинуть село. Галимэ не может вынести всего этого: несчастная де-мушка сходит с ума и гибнет, утонув в проруби.
В этой повести Гафури со всей беспощадностью срывает маски с мулл и их присных. Они предстают перед читателем во всей своей гнусности, лишенные чести и совести. Черные лица, говорит всей своей повестью Гафури, это они, а не публично опозоренные Закир и Галимэ.
Трагедия Галимэ не проходит бесследно и для окружающих. Пусть поздно и медленно, но глаза их раскрываются, и они утрачивают свою былую веру в коран и муллу. Фахри, отец Галимэ, на собственном страшном опыте понял, что несет народу религиозный фанатизм.
Повесть Гафури «Черноликие», дающая реалистическое изображение тяжелой дореволюционной действительности, глубоко раскрывающая всю душевную драму ее главной героини, по праву вошла в советскую литературу как одно из лучших произведений о суровом прошлом нашего народа.
Повесть «На золотых приисках поэта» (1929) автобиографична. В ней Гафури с большой реалистической силой рисует тяжелую жизнь рабочих на золотых приисках крупнейших татарских капиталистов братьев Рамиевых, один из которых, Закир Рамиев, был поэтом и печатался под псевдонимом Дардеманд. В годы скитаний Мажит Гафури попал и на прииск Рамиевых, работал в полутьме низких шахт, добывая гроши для продолжения своего образования.
Гафури стремился в своих произведениях к простоте повествования, цельности сюжета и естественности, отвергающей все беллетристические соблазны, учился точности, реалистической ясности образа, народности языка. Он стремился дать не литературный сюжет с подобранными к нему или подогнанными под него фактами жизни, а такое развитие событий, при котором движение жизни, развертывание судеб людей так же естественно, как вольное течение реки.
С первых же фраз повести Гафури раскрывает перед читателем безотрадность жизни бедных шакирдов – учеников медресе. Не имея средств ни на пропитание, ни на одежду, ни на оплату учебы в медресе, они вынуждены каждое лето работать «в людях». Превосходна сцена продажи шакирдами своих учебников – учителю-торгашу, который покупает их за бесценок, бесстыдно обманывая бедных шакирдов.
Несмотря на тяжесть жизни, которую рисует Гафури в этой повести, он полон нежного чувства к родной земле, с любовью пишет её пейзажи – бескрайние дали степей, где молодой певец – казах поет свои волнуюшие песни; он с гордостью говорит о готовности трудящихся различных национальностей тюмогать друг другу в беде.
В повести «На золотых приисках поэта» Гафури создает целую галерею образов рабочих — первых представителей рабочего класса из татар и башкир, учеников и последователей передовых русских рабочих. Таковы старики Садим, Сибгат, девушка Хадичэ, башкир, нашедший большой самородок, и другие.
На золотых приисках поэта Дардеманда – Закира Рамиева царит бесчеловечная эксплуатация. Жизнь рабочего не ставится ни во что, работа в опасных, «выработанных» шахтах длится до катастроф, до неминуемых обвалов. Один из героев повести, старик Садим, получает на шахте тяжелое увечье, а молодой рабочий, лишенный всякой помощи, умирает в грязном, зловонном бараке.
Повесть «На золотых приисках поэта» Мажита Гафури проникнута верой в силы народа, в его светлое будущее. Люди труда, их жизнь и мораль противопоставлены жизни и человеконенавистнической морали богачей. Рабочие, несмотря на нужду и тяжкий быт, правдивы, чистосердечны, готовы помочь друг другу во всех невзгодах жизни.
У Мажита Гафури есть несколько детских рассказов – «Рассказы о далеком прошлом», «Потерянный Актырнак», «Дикий гусь», «Батрак» и другие, пользующиеся большой любовью у детей.
Проза Мажита Гафури, как и его поэзия, многогранна, затрагивает различные стороны и этапы народной жизни. Его произведения, простые, искренние и задушевные, остаются в строю и сейчас, призывая нас так же любить свою Родину, как любил ее Гафури, также трудиться во имя своего народа, как умел трудиться во имя его этот замечательный поэт и гражданин.
Творческое наследие Гафури, его произведения в различных жанрах и в наше время продолжают волновать умы и сердца новых поколений, ибо поэт сумел сказать свое слово о времени и о себе, о родном крае и родном народе, отразив неповторимые черты национального, народного характера. По Г. Рамазанову.
СКАЗКА”ДИКИЕ ГУСИ”