Имя крупнейшего башкирского писателя Яныбая Хамматова – автора семнадцати романов – широко известно и в Башкортостане, и далеко за его пределами.
Яныбай Хамматович Хамматов родился в 1925 году в деревне Исмакай Белорецкого района. С малых лет остался сиротой. С четырнадцати лет стал работать на золотых приисках.
Первая книга Я. Хамматова увидела свет в шестидесятые годы, но творческие поиски будущего писателя восходят к трудным военным и послевоенным годам. Только в середине пятидесятых годов Я. Хамматов решается серьезно взяться за роман о золотоискателях. Своеобразный труд и быт старателей, богатый самобытный фольклор, бытующий среди них, дают богатый материал молодому писателю. Но он сознает, что для создания художественного произведения этого недостаточно. И Я. Хамматов изучает историю золотоискательского дела в Башкирии.
Раздумьям о процессах, происходящих в деревне, посвящен роман «Как зажигаются звезды». Роман насыщен значительной социально — нравственной проблематикой. Показывая личную жизнь своих героев, автор говорит о том, что большие чувства – достояние людей нравственно чистых и дельных (семья Абдельхакова, Карима и Назиры). У людей же пустых и тщеславных эгоистические наклонности легко уживаются с моральной нечистоплотностью, с низменностью чувств и поступков (взаимоотношения Габитова и Сарии, Абдуллы и Назиры). Наиболее интересно и убедительно решена жизненная драма Минликамал и Шафика. Запоминаются образы матери Карима, Татлыбики, Минликамал.
Наиболее удачна первая часть романа, рисующая среду, в которой вырос и воспитался Карим. Здесь больше живописных сцен и эпизодов. Сама тональность повествования – замедленно спокойная, неторопливая – передает размеренное течение сельской жизни. Пословицы и поговорки, народные песни, мелодии курая вплетаются в сюжетное действие, придавая страницам романа национальный колорит. Отмечает писатель и отсталые представления крестьян, связанные с исконным укладом национального быта башкир: отрицательное отношение к разведению свиней, к овощеводству.
Нельзя не обратить внимания и на некоторую схематичность композиции, на попытку превратить готовые положения в художественную проблему. Автор, достигший известного успеха в области историко-революционной прозы, изображает современность по инерции своих прошлых творческих исканий.
В произведении Я. Хамматова «День рождения» военно-патриотическая тема развивается в новой для башкирской романистики форме историко-биографического романа. В нем воспроизведена яркая биография Миннигали Губайдуллина, совершившего легендарный подвиг в день своего рождения. Автор использует это совпадение в том смысле, что в день своей смерти Миннигали Губайдуллин как бы родился заново как героическая личность, как Герой Советского Союза.
Роману присущ аналитический прием. Но автор порой строит свое повествование на героике с романтическим пафосом, на своеобразной патетике. Жизнь героя рано обрывается. Но торжествует дух оптимизма и возвышенной романтики. Именно это приводит к жизни героико-романтический стиль. Тут героика выступает как высшая точка человеческой морали. Так автор создает социально-психологический портрет своих главных героев.
Но основной книгой Я. Хамматова, конечно, является пенталогия «Золото собирается крупицами», «Акман-токман», «Грозовое лето», «Юргашты» и «Руда». Именно в этом многолетнем труде Я. Хамматова ярко проявился его большой талант.
В этих романах Я. Хамматов наряду с тяжелой и безрадостной жизнью деревни ярко изображает быт старателей и рабочих. Здесь жизнь еще сложнее. Это обстоятельство придает сюжету произведения большой драматизм, углубляет конфликт, делает композицию более гибкой и стремительной. А это в свою очередь создает возможность проникнуть в самые глубинные пласты народной жизни
Герои произведений люди трудной судьбы, но активные, ищущие, думающие личности. Эти черты характера приводят большинство из них на путь борьбы за справедливость Система образов романа, как и его сюжет и композиция, сложна и богата. В произведении действуют свыше шестидесяти персонажей. У каждого из них есть своя неповторимая судьба, свое лицо.
Каждый образ выступает средоточием определенной социальной группы. Эволюция каждого героя обладает своей художественной логикой. Даже Кулсубай с Нигматуллой, бывшие хищники-воры, имеют собственный жизненный путь, свои цели. Конечно же, они оба мечтают только об обогащении. И вообще, самая большая мечта всех персонажей, так или иначе связанных с золо-том,-это обогащение. Вот что говорит об этом Нигматулла Кулсубаю: «Видел золотоискателей… За крупицу золота готовы перегрызть друг другу горло. В наше время или выиграешь ты, или обыграют тебя».
Бай Хажисултан давно усвоил эту волчью философию. Он разбогател именно таким путем. Автор подробно описывает историю его обогащения. Богач до сих пор дрожит за свои дела двадцатилетней данности. Этот человек нажил состояние, убив кассира прииска на дороге, он посягнул на счастье, совесть и жизнь многих людей. Источник приобретения им богатства неизвестна даже его байбисэ – старшей жене.
«Акман-токман» – сильный, но последний буран долгой, холодной зимы. В этот период происходит схватка зимы с весной, после чего наступают тёплые дни, тает снег, приходит весна. Автор использовал это название в качестве образной символики художественного произведения. Яростная весенняя вьюга является поэтической параллелью крупных социальных схваток, разбушевавшихся на приисках. Роман значителен тем, что создает убедительную картину, как в Башкирии в исключительно тяжелых условиях проходила революция и гражданская война, каким драматически напряженным испытаниям подвергалась судьба народа.
Роман «Грозовое лето» – не только сюжетное продолжение романа «Золото собирается крупицами» и «Акман-токман». Это во всех отношениях самостоятельное произведение. Роман «Золото собирается крупицами» явился новым словом в истории нашей прозы – показал рождение и начало формирования башкирского рабочего класса, а произведение «Акман-гокман» дает широкую картину роста этого класса, становления его как самостоятельной силы.
В четвертой книге («Юргашты») изображается восстановительный период. Из руин поднимается промышленность республики, рождаются новые люди. Пятая книга («Жёлтый камень») посвящена показу созидательных дел и помыслов современного рабочего класса. Среди гор, на прежнем месте жалких рабочих, бараков бая Галиахмета и Накышева, появляется современный промышленный город с дворцами культуры, парками и цветущими садами. Так автор завершает свое огромное полотно, освещающее формирование башкирского пролетариата.
Хочется отметить еще одну черту прозы Я. Хаммагова. Это ее связь с народным творчеством. Народный, сочный, образный язык произведений писателя идет именно от фольклора. От фольклора идут и своеобразие и содержание многих эпизодов, даже образов.
По А. Вахитову