Все примечательно в этой женщине, и живые тёмные с молодым блеском глаза, и энергичные жесты, всегда сопровождающий ее творческий порыв. Зайнаб Биишева – известная писательница Башкирии, творчество которой стало подлинным достоянием народа. Ее произведения изучаю 1ся в школах, на филологических факультетах университетов и педвузов. Она лауреат премии имени Салавата Юлаева, неоднократно отмечена правительственными наградами. Вышедшая из глубин народных, она всем своим творчеством служит народу.
Талант Зайнаб Биишевой богат и много! ранен: она является прозаиком, драматургом, журналистом, переводчиком и поэтом. С полным основанием она могла могла сказать о своей жизни:
И радости, и горечь испытала,
И не жалею ни о чем земном…
Но жизнь любить и жаждать не устала,
И не спешу забыться вечным сном…
Жизнь это труд и непрерывный бой.
Борьба за честь с несущими бесчестье.
Я в мир пришла, чтоб жертвовать собой,
А не пощады ждать на лобном месте’
(Перевод Г. Молодцова)
Произведения Зайнаб Биишевой известны и русскому читателю. По нескольку раз издавались переводы ее повестей «Странный человек», «Будем друзьями», «Кюнхылу», романы «Униженные», «У Большого Ика», «Емеш» – составляющие трилогию «К свету».
Родилась Зайнаб Биишева 15 января 1909 года в ауле Туембетово Кугарчинского района Башкирии в безземельной крестьянской семье. Отец ее, сельский учитель, человек передовых взглядов, прививал детям любовь к литературе, к устному народному творчеству, воспитывал в них чувство человеческого достоинства. Чтение осталось любимым занятием Зайнаб на всю жизнь.
Зайнаб рано осталась сиротой. Когда ей было три года, у нее умерла мать, а когда ей исполнилось одиннадцать, не стало отца. Но молодая Советская власть не дала почувствовать ей тяготы сиротства: окружила заботой, дала ей возможность учиться. С IV класса Зайнаб начала писать стихи и маленькие рассказы. Первый школьный учитель Тукаев Султан-Гарей увидел в маленькой Зайнаб будущего писателя. И в жизни своей она старалась оправдать эти надежды. Увлечение литературой продолжалось и в Институте народного образования в Оренбурге, куда она поступила учиться.
После его окончания Зайнаб Биишева работает учительницей в башкирском селе Темясово Баймакского района, затем ее переводят в Уфу, где начинается ее редакторская деятельность. Она работает редактором журнала «Пионер», затем в Башкнигоиздате, в радиовещании для детей и юношества, в областной газете.
В 1930 году в башкирском журнале «Октябрь», (ныне «Агидель») был опубликован ее рассказ романтического содержания «Среди водопадов», который можно считать пробой пера, началом творческою пути писателя.
Великая Отечественная война явилась тяжелым испытанием, выпавшим на долю страны и народа. В эти годы она очень много работает и окончательно – утверждается как писатель. В 1942 году вышла ее первая книга «Мальчик – партизан». Эта повесть легла в основу инсценировки «Дружба», поставленной в годы войны в Башкирском академическом театре. В ее произведениях этих лет большое место занимают образы женщин — героических тружениц тыла. Героини ее повестей «Кюнхылу», «Гюльямал» заменяют в колхозах мужей, ушедших на фронт, и делают все, чтобы обеспечить фронт хлебом и продовольствием.
В годы войны Зайнаб Биишева проявляет себя и как переводчик. Она переводит на башкирский язык произведения русских классиков, изучаемые в школе: рассказы Л. Толстого, М. Горького, А. Чехова, повести Н. Гоголя «Тарас Бульба», И. Тургенева «Бежин луг», А Гайдара «Тимур и его команда», Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки» и многие другие.
После войны Зайнаб Биишева заявляет о себе как художник многогранный и многожанровый. Она пишет повести, рассказы, стихи, работает над драматическими произведениями. Ее пьесы «Гульбадар», «Волшебный курай», «Дружба», «Обет» с успехом ставились, на сценах Башкирского академического и других театров страны.
Широкую известность получили ее повести «Странный человек», «Думы, думы. .», «Где ты, Гюльниса?», а также романтически-философские произведения «Любовь и ненависть», «Мастер и подмастерье».
Трилогия «К свету» Зайнаб Биишевой – итог долголетнего творческого труда и глубоких раздумий «о времени, о жизни» Начало работы над первым романом «Униженные» относится к 1950 году, затем создается вторая книга – «У Большого Ика», третий роман трилогии – «Емеш» был закончен в 1967 году.
В трилогии 3 Биишева показала себя мастером эпического охвата действительности В центре произведения судьба народа и родины в напряженные переломные моменты истории Действие трилогии охватывает годы перед первой мировой войной, события Великого Октября, гражданской войны, период бурного строительства, коллективизации, созидания новых общественных отношений.
Одной из главных героинь трилогии является Гульемеш. Именно этот характер объединяет многие сюжетные линии трилогии. В образе Емеш бесспорно заключены автобиографические черты, но в то же время 3. Биишева сумела показать в своей героине типичную судьбу женщины из народа, для которой революция открыла самые широкие возможности для развития интеллекта и творческих способностей
В повествовании нашло свое яркое выражение любовь писательницы к народу. Она сумела раскрыть глубину его внутреннего мира, ею прекрасные душевные качества, сумела представить богатый мир народного творчества. Все произведение проникнуто идеей дружбы башкирского, и русского народов. Нигде писательница не отделяет судьбу своего народа от народа русского.
Действие романа «Униженные» начинается в канун первой мировой, а заканчивается в начале гражданской. В центре повествования судьба семьи бедняка Байгильде из аула Исанбет. С первых страниц писательница вводит читателя в мир бедных и богатых. Аулом заправляют мулла Ахмадулла, Кормошбай и их прислужники. Они нещадно эксплуатируют бедняков, лишая их самых необходимых средств существования. Со страниц романа встает народ хотя и униженный, но непокорный, творческий, трудовой.
Роман густо населен героями. Перед нами вереницей проходят самые различные представители народа – свидетели и участники событий первой мировой войны, Октябрьской революции.
Тяжело складывается жизнь Байгильде. Страдает от болезни жена Сагура. Вмешательство муллы Ахмадуллы ускоряет ее гибель. Бедняка Байгильде, выступившего против социальной несправедливости, вместе с детьми высылают из аула, и он переезжает в аул Ильсегул, где живет его будущая новая жена – Сарбиямал, одурманенная жаждой к деньгам.
Жизнь бедняков в ауле Ильсегул также тяжела и безрадостна.Здесь, как и везде, бедняков притесняют. Это мулла Габбас, старшина Собхан, их сынки и прислужники.
Но народ выдвигает из своей среды смелых и мужественных борцов, таких как Хаммат, легендарный правдоискатель Хабир, погибший от руки своего брата муллы Габбаса и старшины Собхана.
Любовь и симпатии народа вызывает образ прославленного кураиста и импровизатора Тимербая. В нем воплощены народные творческие силы. Не случайно богатеи преследуют Тимербая и, оклеветав, сажают в тюрьму.
Тимербай – подлинный художник, воспевший наступление нового времени в своих песнях, в ленинском портрете, созданном из просяных зернышек, который описан в романе как подлинный шедевр искусства После гибели Тимербая этот портрет Иштуган повесил в школе как священную реликвию.
Новые революционные веяния задевают и сферу личных отношений. Красавица Айхылу не покоряется воле родителей, не выходит замуж за сына богача Собхана Хатыбала, а бежит в день свадьбы со своим возлюбленным Иштуганом, и они впоследствии вместе вступают в ряды Красной Армии.
Как страшная трагедия народа описана в романе мировая война: «Народ бедствовал… Горе, как прожорливая безжалостная птица, махая черным крылом, садилось на крышу то одного, то другого дома. Семьи получали короткие весточки, «тяжело ранен», «попал в плен», «погиб», «пал за отечество» И навеки безутешное, неизбывное горе охватывало сердца. Люди становились молчаливей и ожесточеннее . »
И в эти черные дни надежды народа связаны с новыми понятиями «большевик», «революция». Идеи большевиков проникают в народное сознание. Конечно, революция не сразу изменила жизнь в ауле Ильсегул. Разгорается ожесточенная классовая борьба. Объединяются кулаки, баи и их сынки Ахмегша, Хатыбал, Хуснулхак. Но им противостоит другая сила – вернувшиеся фронтовики Тимербай, Никита, Байгильде, к которым примыкает молодежь – Иштуган и Ахат; тянутся к ним и совсем юные башкиры Байрас и сын Никиты – Алешка. Организуется огряд красных дружинников. При схватке с белыми погибает Байгильде.
Сила романа «Униженные» в его многогранности, многопроблемности, в художественной цельности, в полноте созданных характеров.
3. Биишева любит природу – степь, луга, родную реку – Большой Ик, который является свидетелем радостей и горя народного. На его берегах проходят праздники, народные гуляний. Берега Большого Ика становятся ареной ожесточенных битв в годы гражданской войны.
Большое место в романе отводится изображению мира детства, раскрытию формирования характера главной героини трилогии -Емеш.
Дети, как и взрослые – не только свидетели, но и участники происходящих событий. На детей ложится немалая тяжесть труда в семье, они видят социальное неравенство. Но несмотря ни на что, детский мир прекрасен и неповторим. Как увлекательны игры башкирских детей! В них отголоски живой истории народа, в них много движения, песен, танцев. Игры детей часто копируют жизнь и быт взрослых, передают их сложные взаимоотношения. Огромные творческие и интеллектуальные силы народа нашли воплощение в образе Емеш. Много испытаний выпало на ее долю: смерть матери, жизнь в доме жестокой мачехи Сарбиямал, гибель отца и старшей сестренки Янеш. Но это не согнуло героиню. С первых страниц романа Емеш проявляет силу воли, непокорность ударам судьбы, жизнестойкость.
Воспитанная на произведениях народною творчества, Емеш тонко чувствует слово, красоту народной музыки. Девичий музыкальный инструмент кумыз, который ей подарила подружка Шаура, радует ее. Вдохновенно исполняет она на нем прекрасные грустные мелодии. Много раз тяжело болеет Емеш, но всегда ос неукротимая любовь к жизни, природе, поэзии побеждает болезни. Сила героини в ее твердости, несгибаемости. И здесь у Емеш много общего с самой писательницей, которая писала о себе в своем раннем стихотворении: «Говорят мне: невестка, не пой. А ч пою несмотря ни на что. У меня в груди много песен. Если я не буду петь, то соловьи петь не станут и солнце не будет светить! Ведь в песнях моих счастье мое!»
Логическим продолжением «Униженных» является роман «У Большою Ика». Оба произведения объединены героями и событиями гражданской войны, которые и являются стержнем повествования. Роман приобретает черты историко-революционного произведения События гражданской войны в Башкирии соотносятся с событиями в стране, показана крепнущая дружба башкирского и русского народов, скрепленная общей борьбой.
В центре произведения – жизнь и борьба башкирского народа. Знакомые нам аулы Исанбет и Ильсегул охвачены гражданской войной. Долины Большого Ика – свидетели трагических и драматических событий борьбы башкирского народа.
“Писательница заставляет своих героев пройти школу борьбы, мужества, познать в этих битвах чувство любви, гордости ненависти.
Время гражданской войны осмысливается писательницей как время трагических утрат и рождения героев
Роману присуща эпическая глубина. В нем судьбы героев неотделимы от судеб Родины. Герои романа показаны не только в действии, но и в глубоких размышлениях.
В этом плане интересны и значительны судьбы братьев Хам-мата, Закира и Хисбуллы. Старшею Хаммата за смелость, героизм, мужество в народе называли батыром. Он всегда с народом. По-иному складывается судьба Закира, младшего брата. Зимогор Закир – герой-солдат на войне, награжденный Георгиевским крестом, возвращается после революции в свой аул с надеждой на мирную жизнь. Но здесь кипит гражданская война. Аул занимают то белые, то красные. Закир мучительно размышляет о происходящем, но он не понимает, па чьей стороне правда, потому что белые тоже демагогически толкуют о свободе и братстве. Он мечется, переходит из одного лагеря в другой. И вконец запутавшись, не разобравшись в том, какую сторону принять, погибает
Аул Ильсегул охвачен гражданской войной. В борьбе включаются не только старшее поколение, но и молодежь Алеша Байрас добывают оружие и убивают старшину Собхана.
Емеш после смерти отца живет у старшей сестры Бибеш, вместе с бабушкой Таибой. Она начинает читать книги, и перед ней обрываются новые перспективы. Снова Емеш преодолевает тяжелую болезнь, снова она полна веры в будущее, как и все герои произведения. Символически звучат слова в конце романа: «Мы должны жить надеждой и мечтой о счастье, и оно придет!»
В романе «Емеш» – завершающем трилогию, выделена главная сюжетная линия, связанная с образом центральной героини, судьба которой неразделима с жизнью народа и Родины.
Емеш вступает в самую прекрасную пору жизни, пору крылатой юности. Она, студентка Башкирского института народного образования, с головой уходит в занятия, её увлекают лекции, общественная работа, чтение книг. Но и жизнь и учеба тоже отражает идеологическую борьбу. Вызывает у Емеш чувство неприязни Емер Яшинский, который, прикрываясь громкими фразами, организует травлю Емеш и других лучших студентов. В этой борьбе Емеш одерживает победу, вступает в комсомол, начинает пробовать свое писательское перо.
Ее рассказ «Волшебная ночь» был опубликован в башкирском журнале.
Автор раскрывает богатство внутреннего мира своей героини, в мыслях которой отражен мир новой женщины с ее жаждой деятельности, высокими жизненными идеалами.
Большое внимание в романе уделяется изображению бурных событий 20 – 30-х годов в ауле Ильсегул. Жизнь народа входит в свое русло. Закончилась гражданская война. Разгромлены белогвардейцы и интервенты. Возвратились в свой аул и приступили к мирному строительству герои гражданской войны Хаммат, Иштуган, Айхылу, Ахат. Они полны ответственности за судьбы народные и не жалеют себя в борьбе за счастье.
На первом плане повествования – Хаммат и Иштуган. Хаммат работает на ответственном руководящем посту. Недобитые белогвардейцы и богатеи полны злобы к Хаммату и подло убивают его. Но дело Хаммата бессмертно. Имя героя живет в памяти народной. В его родном ауле Ильсегул создается колхоз имени Хаммата. Иштуган становится учителем в ауле, поистине народным учителем. Он учит школьников, организует школу ликбеза – для взрослых, ведет большую общественную работу. Организует сельскохозяйственную артель, в которой бедняки впервые обеспечили себя хлебом на весь год. Принимает активное участие и в создании колхоза, в который вступили все трудовые семьи аула.
В романе большое внимание уделяется изображению ожесточенной классовой борьбы. Но сплоченность и организованность жителей аула срывает вражеские замыслы. Заговор раскрыт, враги разгромлены. Весь роман «Емеш» посвящен утверждению победы новой жизни, новых людей.
Трилогия 3. Биишевой имеет огромное значение для русского читателя. Это высокохудожественное произведение, запечатлевшее историю жизни и борьбы братского башкирского народа, соотнесенное с жизнью и борьбой народа русского.
Трилогия 3. Биишевой, как и все ее творчество, отражает горячую заинтересованность автора в судьбах своего народа. Народ-труженик, творец, герой, созидатель – вот её основной герой, его образ выпукло, ёмко, значимо предстал перед читателем.
По А. Журавлевой.