Талантливый живописец-колорист мастер пейзажа и натюрморта Александр Эрастович Тюлькин родился в Уфе 30 августа 1988 года. Окончил художественную школу в Казани и всю оставшуюся жизнь связал с Башкирией. Он стоит у истоков изобразительного искусства Башкортостана, воспитал целую плеяду виднейших башкирских художников. Произведения же самого художника вошли в собрания Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного музея Востока и многих других музеев.
Художник живо интересовался жизнью народа, на земле которого родился. Этот интерес он сохранил до конца жизни. А. Э. Тюлькину было под восемьдесят лег, когда он написал холст -«Изба Салавата». Картина написана свежо, молодо. Всё основано в ней на музыкальных соотношениях цветов. Предметы национального обихода – шкатулки с орнаментом, пёстрые подушки, полотенца, расшитые ткани, лук и колчан – преображены в многоцветный, гармоничный ковёр.
Холсты Александра Эрастовича вызывают чувство открытия и отрады – существует на свете такой мастер. Удивительны его ранние полотна – «Домик на даче» (1919), «Гортензии». Напряжённая образность пейзажа близка поэтике раннего Пастернака и созвучна времени. Казалось бы, скромный мотив – домик на даче – но синим огнём вспыхивают окна. Но энергично, молниеносным очерком, схвачены контуры дерева, валунов, круглого стола – словно всё это художник увидел в ослепительный миг грозы, и мир расколот под ударами грома. Нет тишины, нет покоя в этом мире гроз.
Полотно «Гортензии» (1929) – светлый привет жизни. На фоне яркой, солнечной дали роскошные сиреневые гроздья цветов. Цветы стоят на подоконнике. Внимательный взгляд сразу отметит, что дерево потемнело от старости, глиняная обмазка хранит следы многократной побелки и всё свидетельствует о бедности. Но бедность житейская противопоставлена внутренней красоте человека. Посмотрите, цветы возвышаются над всем. Художник как бы говорит нам: «Да, тяжела жизнь, но пока мы можем радоваться, можем восхищаться красотой, мы остаёмся людьми, способными преодолеть любые трудности».
Как мастер колорита выступает Александр Эрастович в картине «Восточный натюрморт». Сколько красок собрал воедино художник, почти все цвета радуги, но все они гармонично дополняют друг друга. Художнику удалось передать яркую пестроту Востока, её естественность.
Тема раздолья, эпического обобщения воплощена в полотне «На родине Нестерова» (1946). Здесь иной – приглушённый, сдержанный колорит, иной – вдаль и вширь уходящий разворот пространства. Художник пишет свою картину, сознательно подчёркивая связь настоящего и былого: вот этот величавый разворот реки, эти высокие берега, берёзы, дороги – земля Аксакова, воспетая Нестеровым. Она свободна и прекрасна. Обострённое чувство к Отчизне, стократ возросшее в годы войны, продиктовало тему и ее эмоциональный строй.
Талантливый учитель, Александр Эрастович как магнит притягивал к себе людей ищущих, беспокойных. Десятилетиями «местом соборным» для уфимских художников был дом-мастерская на тихой, уютной улочке Волновой на крутом берегу Белой, вокруг которого сад, а за калиткой тропинки, бегущие к оврагам. «Маленький кусочек мирового пространства, принадлежащий мне», -любил говорить Александр Эрастович. Здесь всё – память о нём.
По Г Кушнеровской, А Янбухтиной
Вы можете бесплатно посмотреть мультики Гриффины онлайн на сайте https://multiki-online.net/category/griffiny/
а картины.