В число основоположников искусства Башкирии входит и Анатолий Петрович Лежнёв, живописец и педагог. Его творческий путь определила встреча с В. И. Суриковым, который, просмотрев работы юного художника, рекомендовал продолжать занятия в школе В. И. Мешкова Советы Сурикова, общение с ним не могли пройти бесследно. Художника захватила история родного края в те высшие подъемы народного духа, которые ознаменованы восстаниями, мятежами, взрывами народного гнева «Мой взор был обращен в глубь веков, где я искал прообразы свершившихся событий», – говорил Лежнев.
Как художник исторической темы Лежнёв не сразу нашёл себя Он был мастером пейзажа, и образы Башкирии – степи и горы, улицы, взбирающиеся на холмы, деревья, цветы – оставались до конца лейтмотивом его творчества.
Хороши, самобытны пейзажи – «Дубки» (1918), «Синие тени» (1921). Небольшие по размеру, они монументальны, насыщены энергией бытия. Художник творит радостно, упоённо, вызывая к новой жизни и молодую зелёную рощу под ветром и солнцем, и синий снег в час перелома зимы на весну. Мастер свободно и уверенно кладёт мазки, и сама фактура полотна, упругая, плотная, хранящая движение кисти, передаёт восторг труда.
Сюжеты исторических полотен – «Поимка Салавата» (1930), «Степан Разин на Волге», «Бой Салавата с отрядом Михельсона» (1941) – художник изобразит на фоне пейзажа. Отроги гор, снежные дали – фон драматических событий, о которых художник ведёт рассказ.
Он говорит подробно, не упуская деталей батальных сцен, высоко поднимая линию горизонта, приближая к первому плану мизансцену с развивающимся действием. Обладая своим взглядом на мир, художник сказал своё слово в искусстве Башкирии, и оно не утрачивает значения и в наши дни. (Г Кушнеровская)