Александр Данилович Бурзянцев оставил о себе яркую, добрую память – множество холстов, искрящихся поэзией и светом Это был большой художник, бесконечно любивший жизнь.
Родился художник 19 октября 1928 года в хуторе Ново-Преображенский Зилаирского района Башкортостана. Самой сокровенной его мечтой с раннего детства было желание стать художником. Но долгим был его путь к истинному мастерству. В 1946 году он поступил в Пензенское художественное училище. В 1951 году вернулся в родной Зилаир учителем рисования. В 1952 году переехал жить в Уфу, вновь преподавал. Писал картины, но все выходило слишком натурально, обычно, поученически. Поиски и находки, осознание того, что самое главное в картине – это мысль. Изучение техники великих мастеров, понимание роли цвета. И вот наконец в 1956 году он создаёт своё первое значительное произведение «В окрестностях Белорецкого». Проникновенно передаёт художник состояние природы, когда она словно замерла в ожидании первого тепла. Сейчас эта картина находится в частной коллекции за рубежом
После того как художник нашёл верную ноту, мастерство его стало быстро крепнуть. В 1957 году он пишет картину «Старый уральский городок». В этой картине отразилось всё художественное восприятие мира художником: он всегда писал природу именно такой, какой она есть, ничего не привнося в неё, ничего не убавляя. И необычное в его картинах заключается в том, что он видел красоту в обыденном, повседневном. Глядя на пейзаж «Старый уральский городок» веришь, что эта картинка взята из жизни. Глубокие синие тени на снегу подчёркивают солнечность зимнего дня. Блестят купола церкви, искрится снег, и ощущение радости исходят именно от них. Но не радоваться тому, что на исходе второго тысячелетия мы видим покосившиеся старые дома, женщин, как и много веков назад, идущих за водой к колодцу, а из примет нового — каменный дом в глубине да дымящиеся трубы. И всё же эта картина радости, потому что, несмотря на все трудности, жизнь продолжается. Она прекрасна в своей простоте.
Тема Урала, его истории и современной жизни отныне будет главной в творчестве художника. Об этом писал и сам художник: «Моя родина… Южный Урал целиком, с его старинными городками петровских времён, 1де, как в рукописи поэта, видно, сколь мучительно вырисовывался образ чудного стиха. Так в старом городе видно все, что разрушено, сломано и поставлено новое самой жизнью. Сопоставление старого и нового слишком маленькая задача, она лежит на поверхности Хочу показать, что всё это живет, дышит одним дыханием, что наша история – это основа сегодняшнего дня».
С картины «Старый уральский городок» определится стиль художника. Человек Бурзянцев был глубоким почитателем творчества С. Есенина. Он много раз бывал на родине Есенина в селе Константинове, писал там этюды, желал глубже понять поэта, понять истоки его творчества Лёгкость и песенность есенинских стихов сказалась и в картинах художника. Пейзаж для Бурзянцева -это песня, негромкая радостная мелодия.
Показательны в этом отношении три пейзажа «Над Белой» (1984), «Старая Уфа. Первый снег» (1995), «Ледоход» (1^96). На всех этих трех пейзажах изображена Уфа в районе Монумента Дружбы. Пейзажи написаны с разных точек, в разные времена года Но есть в них одно объединяющее – это песенная, тихая красота. Это то обычное, с которым мы сталкиваемся каждый день. И только художник, истинный художник, заставил нас остановиться и увидеть красоту. По В Сорокиной