Достижения башкирской сценографии в значительной мере связаны с творчеством народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии им. К. С. Станиславского Галин Шакировны Имашевой, которой принадлежит ведущая роль в деле становления и развития национальной школы театрально-декорационного искусства. На протяжении сорока шести лет ее творческая деятельность неразрывна с жизнью Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури, куда Имашева пришла работать художником в 1936 году вскоре после окончания Уфимского техникума искусств. Более двухсот спектаклей оформила Имашева за эти годы, и сегодня она по праву разделяет славу и успехи .родного театра. Произведения Галии Шакировны, выражая идейно-художественные поиски театра, представляют в то же время явление самостоятельное и глубоко индивидуальное.
Значительное место в творчестве художника занимала работа над спектаклями по произведениям башкирских драматургов Это объясняется не только репертуаром театра, но также и личными устремлениями автора, любящего и знающего свой народ, его историю, быт. Знание материала, сочетающееся с эмоциональностью, поэтичностью, живописной культурой художника, позволяли ей создавать произведения, обладающие большой силой художественного воздействия.
Одна из ярких страниц в творчестве Имашевой – работа над трагедией М. Карима «В ночь лунного затмения», к которой она впервые обратилась в 1964 году. Появление этого спектакля стало событием в культурной жизни нашей страны Народная, философская драматургия М. Карима нашла в лице Имашевой достойного интерпретатора. Ею создан зримый художественный образ спектакля, в решении которого ею найдена поэтическая метафора -цвет, роль которого здесь определяющая. Глубокий, напряженный цвет фона, как нельзя лучше связано с драматичностью происходящего на сцене. Он – символом тех незыблемых нравственных устоев, обычаев, жертвами которых становятся 1ерои спектакля. От действия к действию этот цвет сгущается, охватывая все большее пространство и предвещая трагическую развязку. Глубокий, гармоничный колорит, в котором выдержаны декорации, позволяет художнику одновременно подчеркнуть выразительность немногословных деталей, народных костюмов, В сценическом решении Имашевой воссозданы образы башкирский природы, картины народной жизни. С подлинной страстью рисует художница и героев спектакля, наделяя их яркими характерами. В целостном художественном решении – деталях костюма, мимике, пластике, цвете определяется психология героев.
Актеры Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури не раз говорили о том, что эскизы Имашевой помогали им найти пластический рисунок образов.
Эскизы Г. Ш. Имашевой к спектаклю «В ночь лунного затмения» – это произведения философско-трагедийного звучания. Мудрость художника, поэтичность его восприятия позволяют донести до зрителя высокое звучание драматургии М. Карима. Они несут ярко выраженный национальный колорит, заключенный в истинном знании и проникновении в народные судьбы, в цветовом строе. Живописная выразительность этого цикла произведений составляет их особую эстетическую ценность.
За оформление спектакля «В ночь лунного затмения» Галия Шакировна Имашева была удостоена звания лауреата Государственной премии им. К. С. Станиславского.
Глубоко чувствуя и понимая драматургию М. Карима, открывающую художнику большую возможность для вдохновения и творческой фантазии, Имашева в 1981 году начала работать над живописным триптихом на тему трагедии «В ночь лунного затмения», сочетая в нём элементы станкового и театрального искусства
Монументальны и драматичны эскизы, созданные Галиёй Шакировной к спектаклю «Салават Юлаев» по драме М Карима (1972) В эскизе занавеса изображается бурный, неодолимый бег лошадей, стремительность которого выявлена пластикой, подчеркнута контрастами цвета. В оформлении к «Салавату Юлаеву» автор отказывается от бытовой конкретности, создавая обобщённо-образную среду для развития действия. Избранный художником язык символики и аллегории способствовал усилению образной, исторической значимости спектакля.
Тема народного мужества, подвига была продолжена Имашевой в работе над балетом Н. Сабитова и X. Ахметова «Салават» (1979 г.), обращение к которому не было случайным. Это ещё одна грань в её восприятии, понимании образа легендарного героя башкирского народа. Героико-патриотическое звучание здесь на первом плане, оно находит гармоническое композиционное, живописное решение. Вся сила поэтической, взволнованной души автора воплощена в полных страсти, напряжения эскизах, каждый из которых, начиная от занавеса и кончая финальной сценой, строится на языке суровой мужественности, обобщений.
Народный поэт Башкирии Мустай Карим в одном из интервью так определил творчество мастера: «Г. Ш. Имашеву я отношу к тем театральным художникам, которые умеют вникнуть в суть произведения. Мне близка её манера работы своей подлинностью, искренностью. Имашева своим искусством не отвергает драматургию, а как бы соперничает с драматургом языком пластики во имя утверждения его позиций, мыслей».
В эскизах к пьесе «Чудак» Н. Хикмета художник сдвигает на сцене пересекающиеся объёмы, нагнетает ритмы качнувшегося, словно сошедшего с оси мира, где устойчива лишь небольшая площадка – место действия
В эскизах пьесы Э. Альта «Слепой» применён тот же принцип Здесь главенствует система контрастов – глухих, мощных башен, заполняющих сцену, и хрупкого первого плана, означенного лаконичными деталями – кровать, стол, стул в комнате, израненное дерево. Ритм башен, монотонный, тяжеловесный в первом акте, всё нарастающий, напряжённый во втором, создаёт впечатление драматизма и борьбы, отвечает теме спектакля.
Искусство Галии Шакировны Имашевой – это целый мир, в котором воплощены и режиссерское видение, и актерское сопереживание, и колористический дар большого художника, не мыслящего себя без театра, неустанного в творческих исканиях.
По В Сорокиной, Г Кушнеровской